Что такое оборот компании?

Что такое оборот, как его рассчитать, спрогнозировать на будущий год и увеличить — разбираем в статье.


Эксперт: Владимир Курашев — занимается финансами и менеджментом на позициях CFO, директора казначейства, руководителя проектов, IR, независимый директор, Член Ассоциации Профессиональных Директоров АНД.


Владимир Курашев

Что такое оборот и при чем тут выручка

Выручку часто путают с оборотом, это происходит из-за того, что понятия скорее тождественны, чем различны.

  • Выручка — средства, полученные компанией от продажи работ, услуг, товаров, имущества, инвестиционной деятельности и т.п
  • Оборот — денежные средства, поступающие на расчетный счет и в кассу предприятия.

Чем оборот отличается от прибыли

Перепутать выручку и оборот не критично, а вот путать оборот и прибыль нельзя. Это может привести к уплате более высокого налога, поскольку компания на общей системе налогообложения рассчитывает сумму к уплате на основе остатка после вычета всех расходов.

Эти финансовые показатели различаются тем, что рассчитывая прибыль, необходимо из выручки вычесть все расходы, в том числе, зарплаты сотрудникам, аренда помещения и т.д. Еще стоит учитывать, что прибыль можно рассчитать как операционную, так и чистую.

Операционная — это результаты работы бизнеса по реализации товаров, работ и услуг. Она составляет разницу между выручкой и постоянными, переменными расходами. Постоянные расходы — это расходы, которые не зависят от размера выручки, в т.ч. платежи за аренду, зарплата сотрудникам и т.п., а переменные — это расходы, величина которых зависит от объема выпуска продукции, например, закупка расходных материалов.

Чистая — это суммарная выручка компании за вычетом всех видов расходов, налогов, обязательных платежей, амортизации, заработной платы, процентов по займам и кредитам на развитие бизнеса за определенный период. Это то, что заработала компания.

Есть еще маржинальная прибыль: выручка минус переменные расходы; и валовая: выручка минус себестоимость реализованного.

Почему важно считать выручку/оборот компани

Понимание финансовых показателей. Компания получает представление об общем доходе и оценивает свою прибыльность.

Оценка эффективности маркетинга. Отслеживая оборот до, во время и после кампании, компания может увидеть, привела ли работа маркетингового агентства к увеличению продаж и доходов.

Постановка целей и задач. Устанавливая реалистичные цели на основе предыдущего оборота, компания может работать над достижением роста и увеличением своих доходов.

Измерение производительности. Сравнивая оборот с количеством сотрудников или количеством ресурсов, используемых для получения дохода, компания может оценить, работает ли она эффективно.

Сокращение расходов. Анализируя оборот, компания может определить области, в которых она может сократить расходы.

Принятие стратегических решений. Зная свой оборот, компания может принимать обоснованные решения о расширении, диверсификации или выходе на новые рынки.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Правила расчета выручки/оборота

Чтобы рассчитать выручку/оборот, нужно просто сложить все продажи.

Несколько рекомендаций по расчету выручки/оборота:

  1. Если ваша компания открылась недавно и у вас мало информации, чтобы оценить динамику оборота — сравнивайте свои показатели со статистикой конкурентов.
  2. Обязательно учитывайте инфляцию. Например, оборот вырос на 20 %, а инфляция за тот же период составила 15 %. Значит, чистая прибыль не растет, а сокращается.
  3. Используйте поправочный коэффициент, если хотите спрогнозировать такой же оборот, как и в другой период.
  4. Определяйте не только желаемую величину выручки/оборота, но и инструменты, с помощью которых можно достичь ее.
  5. Когда сравниваете оборот с прошлыми периодами, не забывайте учитывать, на каком этапе находился спрос на рынке — рос или падал.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Как спрогнозировать выручку/оборот в Excel

Линейная регрессия — простой способ, чтобы прогнозировать оборот и другие финансовые показатели. На основе этого метода мы создали шаблон, в котором уже прописаны все формулы (шаблон).

Вам нужно, лишь создать копию, ввести свои данные в ячейках “месяц” и “оборот”. Дальше Excel сам посчитает: реалистичный, оптимистичный и пессимистичный прогноз оборота.

Рекомендации по прогнозированию выручки/оборота

Прогнозирование оборота компании — сложный процесс, который включает в себя множество факторов, таких как: тенденции рынка, экономические и политические условия, сезонность, конкуренция, изменения в предпочтениях потребителей и так далее.

Несколько советов, которые могут помочь вам спрогнозировать выручку/оборот компании:

  1. Изучите прошлые данные. Ознакомьтесь с прошлыми отчетами компании о ее обороте, попробуйте выделить паттерны и тенденции. Это поможет понять, какие факторы влияли на оборот компании в прошлом, и использовать эту информацию для прогнозирования будущего.
  2. Анализируйте текущие тенденции рынка. Изучите текущие тенденции и изменения на рынке, чтобы определить, какие факторы могут повлиять на оборот компании. Например, изменения потребительских предпочтений или появление новой конкуренции.
  3. Проанализируйте своих конкурентов. Изучите оборот ваших конкурентов и постарайтесь выявить, какие факторы влияют на их успех. Это может помочь вам понять, какие изменения нужно внести в свой бизнес, чтобы быть более конкурентоспособным.
  4. Определите свои цели. Подумайте, какой уровень оборота вы хотите достичь в будущем. Это поможем разработать конкретные стратегии и планы действий, чтобы достичь своих целей.
  5. Применяйте статистические методы. Это могут быть: временные ряды, регрессионный анализ, эконометрика.
  6. Обновляйте свои прогнозы. Делайте это регулярно в соответствии с изменениями на рынке и внутри компании, чтобы оставаться в курсе событий и принимать своевременные решения для достижения своих целей.

Чек-лист: как увеличить выручку/оборот компании

Оборот компании — это количество продаж. Поэтому, чтобы увеличить оборот, нужно увеличить продажи, вот как это сделать:

  1. Проанализируйте рынок. Убедитесь, что ваш продукт или услуга, соответствуют потребностям клиентов и имеют конкурентоспособную цену.
  2. Займитесь продвижением. Запустите рекламу (контекстная, нативная, социальные сети),подготовьте воронку продаж.
  3. Запустите программу лояльности. Придумайте как можно поощрять клиентов, чтобы их принудить остаться с вами и привлечь новых.
  4. Увеличьте среднюю стоимость заказа. Поощряйте клиентов тратить больше, предлагая скидки на оптовые покупки или комбинируя товары и услуги.
  5. Оптимизируйте процесс продаж. Упростите процесс покупки для клиентов, внедрите доставку.
  6. Улучшайте обслуживание клиентов. Настройте техническую поддержку, которая будет оперативно отвечать на вопросы, жалобы и отзывы клиентов.
  7. Инвестируйте в развитие сотрудников. Организовывайте им постоянное обучение и профессиональное развитие, чтобы совершенствовать их навыки.
  8. Дополнительные источники дохода. Подумайте над реализации новых продуктов, услуг или возможностью выйти на другие рынки, найти инвестора.
  9. Запрашивайте обратную связь. Регулярно узнавайте отзывы о вашем продукте от клиентов, чтобы его улучшить.

Если хотите узнать, как опытные предприниматели используют чат-боты в своем бизнесе— приходите к нам на встречу менторов и менти, на которой вы сможете поделиться своими проблемами и получить совет или предложение от участников клуба.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
21 марта, 2023