Франшиза — это юридическое право вести свой бизнес под брендом другой известной компании. Возможность пользоваться их готовой бизнес-технологией и получать поддержку.
Это отличный вариант для начинающих предпринимателей, поскольку не придется мучится с развитием своей бизнес-идеи. Обратите внимание на еще два важных термина.
Франшиза разделяется на две категории:
По типу сотрудничества | По типу работы на территории |
Производственная — франчайзер продает технологии производства с правом на выпуск товаров. Например, кафе может купить рецепт крабсбургера у известного ресторана, чтобы делать их у себя и продавать. |
Мастер - франшиза — возможность франчайзи продать франшизу другим предпринимателям. Например, франшиза Fix Price есть не только в России, но и в Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане. |
Сервисная — право франчайзи на оказание услуг под именем бренда. Например, в Екатеринбурге открыли салон маникюра под известным брендом из Санкт-Петербурга. |
Исключительная — франчайзи становится единственным партнером франчайзера на определенной территории. Например, в маленьком городе Снежинск находится один магазин красоты известной франшизы «Л'этуаль». |
Товарная — франчайзер сам занимается производством товаров, а франчайзи реализует продажу. Например, известные бренды одежды и обуви «Cropp», «H&M», «Zara», которые находятся в ТЦ и нацелены на массмаркет. |
Неисключительная — возможность работы нескольких франчайзи на одной территории. Например, в Екатеринбурге открыли 42 магазина «Жизнь Март» по франшизе. |
Пакет франшизы — это своего рода шпаргалка по ведению бизнеса от бренда. Этим занимается франчайзер — человек, который передает свое право на франшизу. Этот пакет включает в себя три блока:
Бренд — Франчайзи получает известное имя и репутацию бренда.
Брендбук — это инструкция от франчайзера по использованию фирменных материалов бренда. Например: описание дизайна логотипа, правила использования цветовой гаммы бренда, технология создания и размещения вывески, макет интерьера помещения и т.п.
Контроль — франчайзер следит за правильным использованием товарного знака. Если франчайзи нарушает фирменный стиль, портит репутацию бренда, то договор расторгнут.
Стоимость франшизы складывается из двух важных компонентов:
Паушальный взнос — единоразовый платеж, который вносят при заключении договора.
Из чего состоит сумма: уровень известности бренда, количество предлагаемых услуг (чем больше элементов содержит франшиза, тем дороже).
Роялти — регулярные платежи, которые платят на протяжении действия договора.
Из чего состоит сумма: если по договору фиксированные платежи, то сумма всегда одинаковая. Если плавающие, то нужно платить процент от продаж или прибыли. Бывают случаи, когда франчайзи только ищет покупателей, а товары и услуги предоставляет владелец бренда, тогда нужно платить 50% от прибыли.
Чтобы не ошибится при выборе хорошей франшизы, стоит тщательно изучить бренд по следующим критериям:
Юридическая точность. У хорошей компании есть все документы, в том числе договор с франчайзи и регистрация товарного знака. Представители бренда без проблем предоставляют всю информацию о франшизе и открыты к сотрудничеству.
История и репутация. Найдите информацию о том, как долго работает бренд, какие есть на него обзоры и отзывы. Если компания существует уже много лет и пользуется спросом в бизнес-сфере, не имеет провокационных разоблачений — это отличный вариант.
Поддержка бренда. Чем больше услуг компания включает в свою франшизу, тем эффективнее и безопаснее с ней сотрудничество. Хороший бренд всегда готов дать все необходимое для старта успешного бизнеса.
Перед тем как купить франшизу, убедитесь, что она вам подходит.
С одной стороны, вам не придется тратить силы на развитие своей бизнес-идеи. Вам помогут открыть свое дело и подарят ценные знания. Это проверенный, но дорогой способ.
С другой стороны, открыть бизнес самостоятельно — дешевле, поскольку не нужно платить дополнительных платежей. И всегда есть шанс, что ваша бизнес-идея стрельнет и принесет вам много денег.
Приведем список ТОП 5 — крупных франшиз на 2022 год по мнению Forbes. Возможно, вам что-нибудь приглянется:
Fix Price — занимается торговлей с 2010 года. Их главная фишка, что все товары продаются в формате «все по одной цене». На данный момент они имеет более 5000 магазинов, а их выручка составляет 70 млн рублей.
Додо Пицца — занимается общепитом с 2011 года. Они выделяются открытостью своего бизнеса. Так, на их сайте можно наблюдать, как готовится ваша пицца в online режиме. На данный момент они имеют 650 точек, а выручка — 55, 5 млн рублей.
Fit Service — занимается автосервисом с 2013 года. Их отличие в том, что если вы хотите стать партнером, вам нужно иметь не меньше 6 млн рублей для старта и опыт ведения бизнеса. На данный момент эта сеть имеет более 266 точек и выручку в 23, 9 млн рублей.
Sun School — занимается детскими садами с 2013 года. Их фишка в том, что они имеют уникальную программу дошкольного образования: занятия проводятся по единому для всей сети ежедневному плану. На данный момент они имеют 144 филиалов, а выручка составляет 14,6 млн рублей.
Cofix — франшиза занимается общепитом с 2016 года. Их формат схож с Fix Price, только компания продает по фиксированной цене напитки и готовую еду. На данный момент у них 245 точек, а выручка составляет 15,5 млн рублей.
Действуйте поэтапно:
✅ Найдите франшизу на сайте компании или в онлайн-каталоге.
✅ Детально изучите всю возможную информацию о бренде, изучите отзывы, поговорите с франчази. Только потом оставьте заявку.
✅ Внимательно изучите договор. Очень желательно привлечь опытного юриста.
✅ Назначьте встречу с франчайзером и обсуждайте все детали сотрудничества.
✅ Пропишите в договоре все пункты, которые вызывают у вас сомнение. Проверьте все с юристом и только тогда подписывайте.
✅ Теперь можно вносить паушальный взнос.