Топ-7 моделей монетизации стартапов

Еще на стадии идеи каждый фаундер должен понимать, как можно на ней заработать. Монетизация ответит на главный вопрос: кто и за что платит стартапу. В статье рассказываем о семи популярных моделях монетизации стартапов.

Продажи

Получаете деньги за продажу или перепродажу физического или виртуального продукта. Например, магазин продает уходовую косметику — физический продукт, онлайн-платформа предоставляет бухгалтерские услуги — виртуальный продукт.

Преимущества: самая простая модель монетизации — если есть хороший продукт, то есть клиент, готовый платить.

Недостатки: 

  • высокая конкуренция; 
  • если у вас физический продукт, то нужно вкладывать деньги в его хранение и логистику;
  • перепродажа связана с низким маржинальным доходом, что мешает быстрому росту и развитию стартапа.

Доход на рекламе

Когда у стартапа есть большая аудитория, то он может брать на рекламу другие компании. Можно связаться с ними и организовать рекламу напрямую, либо сотрудничать через посредников, например Google AdSense. Рассмотрим несколько видов рекламы, на которых можно заработать.

Баннерная — объявление с уникальным предложением и призывом к действию, обычно оформляется, как блок с изображением и текстом.

Межстраничная — реклама, которая появляется посреди веб-сайта или в мобильном приложение с переходом на новый экран.

Медийная — размещение рекламных постов и видео у себя в социальных сетях. 

Реклама-вознаграждение — клиент получает бонус за просмотр рекламы, а владелец стартапа деньги за размещение рекламы.

Нативная — публикация полезного контента для вашей аудитории, где представлены положительные стороны продвигаемого продукта.

Преимущества:

  • быстрая прибыль;
  • если вы лидируете среди конкурентов, то рекламная модель высокорентабельна;

Недостатки: 

  • нужно собрать большую аудиторию, чтобы представлять интерес для рекламодателей;
  • придется проводить много тестов и экспериментов с рекламой;
  • многих клиентов раздражает реклама.

Лидогенерация

Вы получаете деньги с каждого человека, который перешел по вашему объявлению на сайт компании, которая заказала у вас лидогенерацию. 

Лид — потенциальный клиент, который пришел на сайт, заинтересовавшись продуктом. Он может купить, а может отказаться. Результатом хорошей лидогенерации может быть: звонок, заявка на покупку, подписка на e-mail рассылку и т.д.

Преимущества: знаете стоимость лида, поэтому можно планировать рекламный бюджет.

Недостатки: не всегда просто объяснить компании, которая покупает у вас лиды, почему они должны платить за переход клиента, даже когда он не стал ничего покупать.

Доход от подписки

Предлагаете своим клиентам подписку на продукт или услугу, за которую они будут регулярно платить раз в месяц или год. Подписка должна приносить значительную выгоду по сравнению с обычным использованием — скидка, расширенный функционал. Например, подписка в Telegram, позволяет переводить аудио и видео сообщения в текст, использовать лимитированные смайлики, загружать файлы быстрее и т.д.

Еще можно использовать многоуровневое ценообразование подписки — несколько тарифных планов с разными функциями и ценой. Чем выше цена, тем больше функций.

Преимущества:

  • если стартап уже хорошо развит, то подписка может приносить регулярный доход и пользу клиентам;
  • легко прогнозировать доход; 
  • клиенты могут забыть отменить подписку, даже если уже не пользуются продуктом.

Недостатки:

  • нужна большая и активная клиентская база;
  • важно постоянно следить за тем, чтобы уровень оформления подписок был в разы больше, чем отказ от них.

Freemium

Сначала даете клиенту бесплатно протестировать ваш продукт со всеми функциями на короткий период. Затем делаете расширенные функции платными. Например, Яндекс.Музыка дает возможность 30 дней бесплатно слушать музыку в высоком качестве без рекламы и сохранить песни.

Преимущества: если продукт действительно качественный, интересный и полезный — клиент подсаживается.

Недостатки:

  • не все готовы платить после того, как использовали продукт бесплатно, есть риск получить маленький процент перехода с демо на платную версию;
  • на старте сложно сразу создать крутой продукт и собрать большую базу активных клиентов.

Лицензирование

Вы создаете уникальный продукт или технологию, которую продаете другим. Например, один их первых антивирусов Касперский  — продает лицензию на свою программу, которая каждый год обновляется. 

Преимущества: низкая себестоимость продукта, создали один раз и тиражируете тысячами;

Недостатки: 

  • подходит не каждому стартапу; 
  • нужно придумать уникальный продукт, желательно запатентованный или первый на рынке. 

Транзакции

Подойдет для стартапов, которые создают свой маркетплейс, агрегатор или сервис по доставке. Например, вы занимаетесь доставкой блюд из ресторанов. Вы получаете проценты (от 3 до 10%) с каждой сделки между клиентом и рестораном.

Для успешной реализации этой модели, комиссия с продаж должна превышать стоимость привлечения одного клиента. Чтобы компании было выгодно сотрудничать со стартапом, клиенты должны привлекаться намного дешевле и больше, чем может эта компания.

Преимущества:

  • понятная модель — если сделка произошла, значит платят деньги;
  • стартапу не нужно тратиться на производство товаров, хранение, логистику.

Недостатки:

  • большая нагрузка на бухгалтерию, поскольку нужно вести учет по каждому клиенту;
  • сложности в продвижении, большие затраты на маркетинг;
  • не все посредники выплачивают деньги вовремя, даже если сделка произошла..

Выводы

Для каждой сферы бизнеса, продукта подойдет своя модель монетизации. Запускайте, тестируйте, анализируйте результаты. Вы можете комбинировать сразу несколько моделей. Но только одна из них будет приносить больший доход, ее и нужно найти и взять от нее по максимуму. Тогда вы сможете выйти на хороший доход.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
2 мая, 2023