Churn Rate — показатель оттока клиентов за определенный период времени. Разбираем в статье, зачем и как считать этот показатель, какой бывает отток клиентов и как его уменьшить.
Зачем считать CR
Считать Churn Rate важно для бизнеса, поскольку он помогает:
- Оценить качество продукта или услуги. Если клиенты к вам приходят, но ничего не покупают или часто возвращают продукт и больше не возвращаются, то стоит задуматься о качестве вашего товара.
- Проверить целевую аудиторию. Отток людей может значить, что вы изначально неправильно провели исследование ЦА. Им не интересен ваш продукт, поэтому стоит срочно повторно провести исследованию аудитории.
- Оценить сервис обслуживания клиентов. Клиенты также могут уходить от вас, если с ними плохо общаются сотрудники, не помогают решать проблемы.
- Понять эффективность маркетинговой стратегии. Возможно, ваша рекламная компания предлагает людям одно, но когда они к вам приходят — получают совсем другое и уходят.
В целом, Churn Rate — важный инструмент для оценки здоровья бизнеса. Он позволяет компаниям лучше понимать своих клиентов, улучшать свои продукты, услуги.
Как посчитать CR
Чтобы рассчитать Churn Rate, вам необходимо определить:
- за какой период вы будете считать CR (обычно выбирают месяц или квартал, чтобы лучше отслеживать динамику);
- количество клиентов на начало периода;
- количество новых клиентов за период;
- количество клиентов, которые покинули компанию за период.
Формула расчета Churn Rate выглядит следующим образом:
CR = (кол-во клиентов, которые ушли за период ÷ (кол-во клиентов в начале периода + новые клиенты)) х 100%
Пример расчета CR за месяц:
В начале месяца у вас было 1000 клиентов + пришло 150 новых. Но также, за это время ушло 200 клиентов.
Считаем по формуле. CR = (200 ÷ (1000+150)) х 100% = 17%
Это означает, что за месяц компания потеряла 17% своих клиентов.
Важно! Для более точного анализа можно рассчитывать CR по разным группам клиентов. Например, по географическим регионам, типам продуктов или уровню дохода клиентов. Это позволит выявить причины оттока клиентов в конкретных сегментах бизнеса и разработать меры для их удержания.
Допустимые значения CR
Значение Churn Rate зависит от отрасли и стажа бизнеса, а также от ряда дополнительных факторов.
Например, для стартапов характерно высокое значение CR на первых этапах развития, которое может достигать 15-20%. Эти показатели являются приемлемыми, поскольку новые продукты и бренды только адаптируются к рынку и привлекают свою целевую аудиторию. В то же время для старых и крупных компаний идеальное значение CR не более 1-2%.
Ниже приводим допустимые значения CR для различных отраслей:
Ниша бизнеса
|
Допустимый CR
|
Программное обеспечение
|
3-7%
|
Медиа, развлечения
|
3-12%
|
Продукты ежедневного спроса
|
4-13%
|
Образование
|
4-17%
|
Бизнес и профессиональные услуги
|
3-11%
|
Здравоохранение
|
3-10%
|
Данные взяты из исследования компании Recurly
Какой отток бывает
Теперь разберемся, какой бывает отток клиентов, и что он значит:
- Естественный — клиент меняет место жительства, профессию или перестал нуждаться в вашем продукте или услуге. Например, подросток закончил школу и ему больше не нужны ваши курсы по подготовке к ЕГЭ.
- Мотивированный — клиент осознанно отказывается от услуг компании, переходит к конкурентам или находит другой способ решения задачи. Например, клиент раньше ходил в ваш фитнес зал, но с наступлением теплой погоды ему стало удобнее заниматься на стадионе возле дома.
- Скрытый — клиент пока пользуется услугами компании, но его активность сильно снизилась. Скорее всего он уже ищет более выгодные предложения у конкурентов. Если ничего не сделать, то клиент с большой вероятностью уйдет окончательно.
Вы всегда можете повлиять на мотивированный и скрытый отток, если будете анализировать поведение клиентов, собирать от них обратную связь и следить за конкурентами. Это поможет понять, чего не хватает клиентам, что стоит улучшить.
Как уменьшить отток клиентов
Существует несколько способов уменьшения оттока клиентов:
- Изучайте своих клиентов. Следите за их поведением, узнавайте, чем они интересуются, какие у них боли. Затем сегментируйте клиентов по группам, чтобы создавать продукты под каждого, которые точно заинтересуют.
- Просите обратную связь. Обязательно реагируйте на критику и предложения от клиентов, поскольку это ценная информация, которая поможет улучшить ваш продукт и привести к большим продажам. Да и клиенты ценят, когда к ним прислушиваются.
- Не отпускайте клиента до последнего. Когда вы видите, что клиент собирается уходить от вас или он давно у вас не покупал — напоминайте о себе, предлагайте приятные бонусы.
- Улучшите качество обслуживания клиентов. Дайте своим клиентам высококачественный сервис — решайте их проблемы быстро и эффективно. Подключите техническую поддержку, обучите свой персонал качественному обслуживанию клиентов.
- Разработайте более привлекательное предложение. Посмотрите, что предлагают ваши конкуренты, и подумайте, как вы можете улучшить свой продукт.
- Разработайте программу лояльности. Она будет стимулировать клиентов оставаться с вами. Это может быть бонусная программа, скидки, бесплатные подарки и т.д.
Коротко о главном
-
Churn Rate — показывает, сколько клиентов ушло от вас за определенный период времени.
-
CR нужно считать, чтобы оценить качество вашего продукта, сервиса по обслуживанию клиентов, проверить точность вашей целевой аудитории и эффективность маркетинговой стратегии.
-
Считать CR стоит за месяц или квартал, чтобы более точно отслеживать динамику оттока клиентов.
-
Существует 3 оттока клиентов: естественный, мотивированный, скрытый. На два последних вы можете повлиять и оставить клиентов у себя.
-
Чтобы снизить отток клиентов, вам нужно: лучше изучить портрет своей ЦА, запросить обратную связь, улучшить качество сервиса по обслуживанию клиентов, создать предложение лучше, чем у клиентов, запустить программу лояльности.
12 апреля, 2023