1. Начните строить команду с первых дней
Не ждите, когда компания наберет обороты и появятся деньги. Собирайте команду, как только появилась идея продукта. Это позволит избежать хаоса в распределении обязанностей по мере роста.
Составьте функциональную матрицу - таблицу в Exсel, где будут расписаны функции каждого члена команды. Это поможет понять, кто за что отвечает на каждом этапе разработки продукта. Регулярно обновляйте матрицу по мере набора новых сотрудников и изменения функций.
2. Ищите людей с нужным опытом
При найме важно, чтобы человек имел те компетенции, которые прописаны в матрице. Не обольщайтесь громкими словами в резюме. Уточните, какие именно обязанности выполнял кандидат и насколько успешно.
Обратитесь к своему нетворку — возможно, кто-то из знакомых посоветует хорошего специалиста или сам захочет работать над вашим проектом. Не ждите идеального кандидата — просто выбирайте лучшего из доступных вариантов.
3. Мотивируйте команду разными способами
Деньги — не единственная мотивация. Поощряйте людей возможностью реализовать себя в интересном проекте, карьерным ростом, гибким графиком.
Выделяйте сотрудников морально — хвалите перед коллегами, вручайте символические награды. Это тоже работает не хуже премий. Продумайте систему бонусов за достижение целей.
4. Распределяйте роли по способностям
Не перегружайте людей непрофильными задачами. Четко определите зоны ответственности каждого сотрудника в функциональной матрице. Пусть каждый делает то, в чем он силен и делает это хорошо.
5. Делегируйте полномочия по мере роста
С ростом компании появятся новые функции. Передавайте часть своих обязанностей сотрудникам. Но не ждите, что они справятся так же, как вы. Помогите освоиться в новой роли.
6. Выстраивайте связи между подразделениями
Определите точки контроля на стыках подразделений, где передается работа. Так вы не упустите важные события и этапы из виду.
7. Будьте готовы менять состав
Не все сотрудники оправдают ожидания. Заранее продумайте критерии для увольнения и порядок передачи дел. Увольняйте мягко, чтобы не навредить имиджу компании.
8. Наем штатных сотрудников упрощает управление
Штатные сотрудники более лояльны и вовлечены в дела компании. С ними проще выстраивать процессы и взаимодействие.
9. Фриланс экономит бюджет
Если вам нужна разовая узкоспециализированная работа, проще нанять фрилансера. Но придется тщательно контролировать сроки и качество.
10. Сочетайте подходы с умом
Используйте сильные стороны каждого подхода. Для ключевых функций набирайте штат, а для вспомогательных задач привлекайте фрилансеров.
Удачное сочетание внутренних и внешних ресурсов позволит вашему стартапу быстро масштабироваться. А значит, вы сможете успешно конкурировать и завоевывать свою нишу на рынке.