Неверная оценка текущих или потенциальных объемов анализируемых рынков является одной из наиболее распространенных причин провала стратегий по выводу новых продуктов или выходу компаний в новые сегменты. Завышение емкости рынка приводит к недостижимым планам и финансовым потерям, занижение – к потере потенциальных возможностей роста.
Основные причины искажения реальной картины с рынками в ходе аналитических исследований включают:
- Ошибки и тенденциозность в подборе исходных данных, используемых для оценки (непредставительные данные, игнорирование важных информационных источников).
- Некорректный учет или неучет важных внешних и внутренних факторов, влияющих на динамику спроса и предложения (экономические кризисы, смена потребительских предпочтений).
- Неадекватный выбор методов прогнозирования, не соответствующих характеру и доступности ретроспективных данных по рынку.
- Субъективизм в экспертных оценках перспективной емкости рынка (over-optimism или over-pessimism).
- Игнорирование сценарного подхода и альтернативных сценариев развития рыночной конъюнктуры.
- Для минимизации рисков ошибочной оценки и прогноза ключевыми мерами являются:
- Использование максимально широкого спектра данных из надежных источников.
- Применение комбинации взаимодополняющих методов оценки и прогноза.
- Разработка нескольких сценариев с "пессимистичным" и "оптимистичным" вариантами.
- Регулярная актуализация прогнозов по мере поступления новых данных о реальной динамике конъюнктуры целевых рынков.
Только взвешенный, основанный на фактах подход, учитывающий риски резких колебаний рыночной ситуации, позволяет надежно оценивать емкость целевого рынка и перспективы компании на нем.
Корректная оценка реальных и потенциальных объемов целевых рынков - одна из наиболее критически важных задач, стоящих перед компаниями в процессе стратегического планирования и управления маркетингом. От того, насколько точно удастся спрогнозировать динамику емкости рынков, зависят обоснованность планов по продажам, долям рынка, масштабам производства и инвестициям.
Применение современных технологий анализа больших данных открывает принципиально новые возможности для более глубокого и всестороннего изучения обширных массивов рыночной информации. Это позволит выводить исследования ёмкости рынков на качественно новый уровень точности прогнозов, а значит — повысит эффективность бизнес-стратегий, разрабатываемых на их основе.