Какие бывают стартапы

Стартап — временная организация, которая работает над созданием и развитием нового бизнеса или технологии с помощью инновационных и креативных подходов. Существует 5 видов стартапов и каждый из них имеет свою ценность. В статье расскажем о каждом из них подробнее.

Социальные

Их цель больше, чем просто благотворительность — это бизнес, продукт или услуга, которые способствуют социальным изменениям. Часто такие стартапы создают НКО (некоммерческими организациями) и благотворительные фонды. Как правило, в таких компаниях есть устойчивая бизнес-модель, которая окупает себя или приносит прибыль.
Например, проект «Meet for Charity». Идея стартапа продавать на аукционе встречи с известными людьми и так привлекать средства благотворительным фондам.
Социальный стартап
Стартап инвестировал в проект 15 млн рублей, эти деньги ушли на создание приложения и сайта, которые приумножили пожертвования до 260 млн.

Социальный стартап для вас, если:
  • вам неинтересна прибыль, как основная цель создания компании;
  • у вас есть идея, которая может решить проблемы общества, межличностных отношений, здоровья и экологии.

Корпоративные

Корпоративные стартапы — небольшие проекты от крупного бизнеса. Быстрое изменение технологий, интересов клиентов и рынков требует от крупных компаний гибкости и адаптивности. В этом им помогают стартапы, которые работают под контролем крупных игроков. Они используют существующие ресурсы и капитал, чтобы расширить свою аудиторию, разнообразить свой продукт и сохранить доступ к быстро меняющемуся рынку. Как только стартап достигает успеха, он может отделиться от своих "родителей" и стать самостоятельной компанией. Это позволяет ему продолжать развиваться, укреплять свои позиции и оставаться конкурентоспособным на рынке.

Например — «Яндекс.Такси». Стартап, который стал одной из самостоятельных бизнес-единиц «Яндекса». Он предлагает сервисы агрегатора такси, доставки еды и продуктов, а также мобильные приложения к ним.
Корпоративные стартапы
Корпоративный стартап подойдет вам, если:
  • у вас есть крупная и успешная компания;
  • стремитесь расширить свои возможности и предложить новый продукт на рынке;
  • ищете способ выделиться на фоне конкурентов.

Под продажу стратегу

Это проекты из сфер IT и программного обеспечения. Обычно это маленькие компании, которые не преследуют цель стать гигантом рынка, а создают программное обеспечение под продажу более крупному бизнесу.

Например, проект «Ecwid». Приложение для создания онлайн-магазинов без участия программистов. Ecwid, основанный ульяновским программистом, купила канадская IT-компания Lightspeed.
Программное обеспечение под продажу
Стартап под продажу для вас, если:
  • есть идея для стартапа с огромным потенциалом роста;
  • не хотите брать на себя обязательство управлять компанией в долгосрочной перспективе;
  • вы «серийный предприниматель» — реализовали множество идей и успешно на них заработали.

Стартапы малого бизнеса

Обычно это независимые стартапы с небольшим количеством сотрудников. Команда состоит из единомышленников, которые запускают проект на энтузиазме и «горячей» идее с растущим спросом.

Для начинающих предпринимателей в возрасте от 25 до 40 лет, малый бизнес может быть привлекательным вариантом. В отличие от больших стартапов, которые стремятся найти инвесторов и захватить долю рынка, малый бизнес может оставаться независимым от постоянной гонки за масштабированием. Такие предприниматели могут начать свой бизнес с минимальными вложениями и постепенно расти, не теряя контроля над своими делами.

Например — «Wildberries». Он стал первым интернет-магазином в России, который предложил своим клиентам возможность примерки товаров перед покупкой. Кроме того, компания разработала собственную систему доставки и оплаты заказов, которая позволяет быстро и удобно получать товары.
Стартапы малого бизнеса
Стартап начинался с небольшого ассортимента и маленькой команды сотрудников, но постепенно расширялся и развивался, становясь одним из крупнейших онлайн-магазинов в России и СНГ. Wildberries продолжает расти и при этом сохраняет независимость и контроль над своими делами.

Стартап малого бизнеса для вас, если:
  • хотите начать свой бизнес или уже имеете опыт в предпринимательстве;
  • вы готовы инвестировать время и деньги в развитие бизнеса.

Ради расширения влияния в мире

Это стартапы компаний из Кремниевой долины и других инновационных кластеров, таких как Шанхай, Нью-Йорк или Израиль. Такие компании не просто зарабатывают деньги, а стремятся стать глобальными лидерами в своей отрасли, расширить свое присутствие по всему миру и привлечь миллиарды пользователей.

Например, Google. Компания купила множество стартапов за последние годы, вот шесть наиболее известных и успешных сделок:

  1. YouTube — видеохостинг, купленный Google в 2006 году за $1,65 млрд.
  2. Android — операционная система для мобильных устройств, купленная Google в 2005 году за неизвестную сумму.
  3. Waze — картографический сервис и навигатор, купленный Google в 2013 году за $1,1 млрд.
  4. Nest — производитель умного дома и термостатов, купленный Google в 2014 году за $3,2 млрд.
  5. DeepMind — искусственный интеллект и машинное обучение, купленные Google в 2015 году за $600 млн.
  6. Fitbit — производство фитнес-трекеров, купленное Google в 2019 году за $2,1 млрд.
Эти приобретения помогли Google укрепить свои позиции в различных областях, таких как видео, мобильные устройства, картография, умный дом и здоровье.

Стартап для расширения влияния в мире про вас, если:
  • владеете крупной компанией с большим рынком и огромным потенциалом роста;
  • вы новатор, готовый бросить вызов существующему положению дел;
  • хотите быть лидером отрасли.

Чек-лист: где брать идеи для нового стартапа

  1. Обращать внимание на проблемы, с которыми вы сталкиваетесь постоянно. Например, вас раздражает, что кроссовки давят и натирают, хотя в магазине, когда вы меряли, они казались удобными. Подумайте, как бы вы могли решить эту проблему. Вот Артем Семьянов создал приложение Neatsy с 3D сканером, которое использует камеру iphone для индивидуального подбора обуви.
  2. Анализировать тренды, рейтинги компаний. Например, в настоящее время очень популярен искусственный интеллект вроде chat GPT и Midjourney. Но в России зарегистрироваться на этих платформах сложно, и работают они только с VPN. Некоторые люди воспользовались таким спросом и создали платные чат-боты в Telegram, с теми же функциями популярного chat GPT.
  3. Монетизировать хобби или профессиональный навык. Например, вы готовите и продаёте шоколад, а можно создать набор для его готовки в домашних условиях из ваших ингредиентов.
  4. Подумать, что из уже существующих товаров можно улучшить. Уже никого не удивишь доставкой одежды, можно пойти дальше — сделать сервис по созданию аутфитов или хранению сезонных вещей вне квартиры.
  5. Скопировать зарубежные идеи, адаптируя к российским реалиям. Например, ВКонтакте это адаптированный Facebook.