Как составить продуктовую стратегию?

Открыть собственный бизнес — увлекательное приключение, требующее не только энтузиазма, но и хорошо продуманной стратегии. Один из ключевых элементов успешности бизнеса — стратегия продукта. Рассказываем в статье, что такое продуктовая стратегия, зачем она нужна и как ее создать

Что такое продуктовая стратегия

Продуктовая стратегия — долгосрочный верхнеуровневый план действий, который помогает компании достичь своих бизнес-целей. Внутри определения заложено два важных тезиса:

  • долгосрочный — планирование стратегии на долгий период, то есть на 3-5 лет, а не список задач на ближайший квартал;
  • верхнеуровневый — крупные направления деятельности, которые помогут прийти к цели, а не мелкие точечные изменения по типу изменения баннера на сайте.  

Эти тезисы ложатся в основу продуктовой стратегии. Не бойтесь делать большие шаги и крутые перевороты, если взялись за это дело, то тут поможет только гибкое мышление.

Зачем нужна продуктовая стратегия 

Продуктовая стратегия играет решающую роль в успехе вашего бизнеса по нескольким причинам:

  1. Определение цели. Помогает понять, каких целей хотите достичь с вашим продуктом и какой рынок занять, чтобы не тратить свои ресурсы в пустоту. 
  2. Конкурентное преимущество. Позволяет разработать уникальное торговое предложение, которое будет выделяться на фоне конкурентов, привлекать и удерживать вашу целевую аудиторию. 
  3. Направление развития. Помогает определить, как продукт будет развиваться со временем, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям рынка и технологическим тенденциям. Так, вы будете впереди конкурентов и сможете успешно адаптироваться к разным условиям рынка.
  4. Маркетинговые решения. Помогает определить, каким образом вы будете продвигать свой продукт, какую ценовую политику применять, какие каналы использовать и как общаться с вашей целевой аудиторией. 

Как создать стратегию продукта

Шаг № 1: определите видение вашего продукта.

Видение продукта  — смысл существования вашего продукта. Подумайте, почему вы так беспокоитесь о создании своего продукта, какое влияние вы хотите оказать, чьи жизни вы намерены изменить. 

Видение продукта имеет важное значение. Без вдохновляющей причины для создания все рушится. Примеры видения продукта:

  • Google для своей поисковой системы: «Предоставить доступ к мировой информации в один клик». 
  • Nike про обувь Nike Free shoe: «Обувь, имитирующая бег босиком, чтобы укрепить ступни бегунов, придавая им больше силы и скорости при одновременном снижении риска травм».

Шаг № 2: исследуйте рынок и ЦА.

Вы должны четко понимать, на какой рынок вы выходите и кто ваша целевая аудитория.

О том, как провести анализ рынка мы уже писали в нашей статье.

Понимание вашего идеального клиента —  ключ к созданию продукта, который им понравится. Вам надо понимать, чего они хотят, что более важно для них, в чем они нуждаются. Чтобы составить портрет ЦА, соберите следующие данные:

  • демографические характеристики: возраст, пол, место проживания, семейное положение, образование, доходы, социальный статус;
  • поведенческие характеристики: информацию о том, как ваша целевая аудитория использует продукты и услуги, похожие на ваши;
  • проблемы и потребности вашей целевой аудитории: это можно найти в отзывах к продуктам конкурентов, на тематических форумах или провести кастдев. 

Например, портрет ключевого клиента для приложения, которое придумывает программу отдыха в любом городе:

Иван Иванов, 35 лет

Место проживания: Москва.

Семейное положение: женат, два маленьких ребенка.

Сфера занятости и уровень зарплаты: производственная деятельность, директор фабрики автозапчастей, 60 тысяч рублей.

Потребности и боли: у Ивана плотный график, поэтому он не успевает в будние дни провести время с семьей. А на выходных он постоянно ломает голову, куда бы сходить, чтобы и детям было интересно, и ему с женой. Мечтает о том, чтобы кто-то другой мог генерировать интересные идеи для семейного отдыха.

Шаг № 3: Ценностное предложение продукта.

Ценностное предложение  —  краткое и ясное описание того, какую ценность ваш продукт предоставляет клиенту, и почему они должны выбрать вашу компанию, а не конкурентов. 

Для этого изучите своих конкурентов и определите, что ваш продукт делает лучше, чем остальные. Это могут быть более качественные материалы, удобная техническая поддержка. 

Пример ценностного предложения, которое вы можете написать на своем сайте:

«На нашем производстве есть 4 швейных станка, что позволяет нам изготавливать до 10000 футболок каждый день, значит мы успеем выполнить ваш заказ за 1-2 дня. А наши консультанты ежедневно помогает более 100 клиентам с разработкой дизайна, поэтому если у вас нет своего эскиза, мы вам быстро поможем». 

Шаг № 4: Определите цели компании.

Чтобы определить свои бизнес-цели, можно провести SWOT-анализ. Так, вы найдете  сильные и слабые стороны продукта, над которыми будете работать. Главное, цели должны быть четко сформулированы и привязаны к цифрам, датам. Например, увеличить число потребителей на 50% за три месяца или улучшить узнаваемость бренда в определенном регионе к концу квартала

Также не забудьте установить ключевые показатели эффективности для этих целей, чтобы оценивать прогресс и успешность стратегии.  Например, если мы говорим об увеличении клиентской базы, то KPI — количество новых и постоянных клиентов.

Шаг № 5: Обрисуйте свой подход к выходу на рынок.

В заключительном блоке вашей стратегии должен быть представлен обзор того, как вы будете выводить свой продукт на рынок. Например, вы могли бы начать с таргетинга на небольшой сегмент клиентов, которые имеют наибольший опыт работы с проблемой, а затем распространить его на других позже.

Скорость имеет решающее значение для выживания нового продукта, и вы не можете позволить себе тратить время на споры о приоритетах. Четкое описание того, как вы будете распространять свой продукт, поможет вам достичь организационной согласованности.

Шаг № 6: Регулярный анализ и обновление

Продуктовая стратегия не является статичной. Оа должна регулярно анализироваться и обновляться в соответствии с изменениями на рынке, потребностями клиентов и новыми возможностями. Проводите анализ рынка, собирайте обратную связь от клиентов и конкурентов, и используйте эту информацию для улучшения вашей продуктовой стратегии.

Коротко о главном

Продуктовая стратегия —  неотъемлемая часть успешного бизнеса. Она помогает определить, как ваш продукт будет развиваться, конкурировать на рынке и удовлетворять потребности вашей целевой аудитории. Путем проведения исследований, определения целей, разработки уникального предложения и маркетингового плана вы сможете создать эффективную стратегию продукта.

Не забывайте, что продуктовая стратегия должна быть гибкой и подлежать регулярным обновлениям, чтобы соответствовать изменяющимся условиям рынка и потребностям клиентов.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
23 мая, 2023