Как проверить бизнес перед покупкой, оценить его стоимость и какие нужны документы, расскажет Владимир Курашев — эксперт по разработке стратегий масштабирования бизнеса и привлечению инвестиций.
Как выбрать бизнес для покупки
Чтобы понять, какой бизнес подойдет вам для покупки нужно поставить цель, для чего вы покупаете чужой бизнес. Разберем ситуации, в которых вы можете купить готовый бизнес:
- Цель — инвестировать. Подойдет как покупка всего бизнеса, так и его части. Важно понять, вы хотите сами заниматься операционной деятельностью или это просто инвестиция, тогда вы будете просто инвестором/владельцем, а не руководителем бизнеса.
- Цель — управлять компанией, заниматься развитием бизнеса. Вы покупаете бизнес для себя. Лучше выбирать его исходя из своих сильных и слабых сторон и интересов.
- Цель — масштабировать свой бизнес и расширить его продуктовую линейку. Например, вы продаете еду для животных и купили магазин с одеждой для собак и кошек.
- Цель — убрать конкурента с рынка, купив у них бизнес. Это скорее недружественное поглощение.
Как проверить бизнес
Чтобы проверить и оценить бизнес, необходимо провести анализ:
- стратегии,
- финансовой модели,
- перспектив бизнеса и реалистичности драйверов его роста.
Для этого проводят Due Diligence (процедура проверки бизнеса компании, ее производственных, корпоративных, юридических и иных особенностей). Обычно этим занимаются специализированные консалтинговые компании или группы фрилансеров, которые имеют опыт в проведении Due Diligence бизнеса. Здесь важна открытость собственников и топ-менеджеров покупаемого бизнеса.
При анализе финансовой и управленческой отчетности, надо обратить внимание на:
- Активы — имущество компании. Например, деньги на счетах и в кассе, оборудование, товарные знаки, вклады в банках, вложения в другие компания и т. п.
- Обязательства — счета, проценты и задолженности, которые должны быть оплачены предприятием. Это один из источников приобретения активов.
- Собственные средства — уставной, добавочный, резервный капиталы, нераспределенная чистая прибыль. Это второй источник приобретения активов. Собственные средства предприятия показывают его способность к самофинансированию.
- Отчет о прибыли и убытках (отчет о финансовых результатах). Это источник информации о маржинальности бизнеса.
- Отчет о движении денежных средств (statement of cash flows). Это источник информации о достаточности денежных средств для ведения бизнеса.
Чтобы оценить успешность компании, нужно проанализировать отчеты и сравнить — что было в прошлом, что сейчас и какие прогнозы на будущее.
Чтобы понять будущее компании/бизнеса, нужно:
- посмотреть стратегию компании, в которой показано развитие бизнеса на горизонте не менее 3-5 лет;
- проанализировать основных конкурентов, чтобы понять преимущества и недостатки компании;
- уточнить, за счет каких источников компания будет развиваться.
Как оценить стоимость готового бизнеса
При оценке бизнеса используют финансовые и натуральные показатели (текущие и прогнозные). Когда вы проверили финансовое состояние компании, можно приступить к оценке ее стоимости. Вы занимаетесь этим самостоятельно, либо нанимаете специализированную оценочную компанию. Оценка стоимости компании продавцом и покупателем обычно не совпадает. Сделка пройдет только если стороны придут к компромиссу, устраивающим обе стороны.
Какие нужны документы и разрешения
Для оформления сделки, могут потребоваться следующие документы:
- Устав компании.
- Корпоративный договор между собственниками компании, если есть.
- Документы, подтверждающие право собственности продавца.
- Согласие супруги продавца.
- Финансовая и управленческая отчетность, желательно за 3 года.
- Справки от налоговой и внебюджетных фондов об отсутствии задолженности. Если были налоговые проверки, то акты по итогам налоговым проверкам.
- Стратегию развития.
- Лицензии, сертификаты, данные о сотрудниках, в зависимости от специфики бизнеса.
Может ли все проверить сам покупатель? Все зависит от специфики и масштаба бизнеса. Если покупается средний или крупный бизнес, то целесообразно привлекать внешних консультантов. А если покупается микро или малый бизнес, то достаточно квалификации покупателя или его команды.
Какие методы финансирования можно использовать при покупке готового бизнеса
Есть несколько способов финансирования покупки бизнеса:
- Купить на собственные деньги. Важно чтобы были средства для развития покупаемого бизнеса.
- Привлечь заемные средства. Вы можете взять деньги в банке, если докажете жизнеспособность и прибыльность идеи.
Какие риски могут возникнуть
При покупке бизнеса возникают следующие риски:
- Финансовые риски. Неправильная оценка финансового состояния бизнеса, неожиданные долги или обязательства, низкая прибыльность.
- Юридические риски. Незаконные договоры или споры, проблемы с лицензиями и разрешениями, нарушение законодательства.
- Операционные риски. Неэффективное управление персоналом, не отлаженные бизнес-процессы, проблемы с поставками и сложность масштабирования бизнеса.
- Репутационные риски. Негативные отзывы, плохая репутация, проблемы с качеством обслуживания.
- Риски связанные с персоналом. Высокая текучесть кадров, неудовлетворенность работников, недостаточные навыки и опыт у сотрудников.
- Рыночные риски. Изменение предпочтений потребителей, высокая конкуренция, экономические факторы, влияющие на спрос услуги.
- Интеграционные риски. Сложности в объединении существующего бизнеса с новым, проблемы с интеграцией систем и процессов, конфликты между персоналом двух компаний.
Перед принятием решения о покупке бизнеса важно провести тщательный анализ и оценку всех этих рисков, чтобы минимизировать потенциальные негативные последствия и принять правильное решение.
Что делать для снижения рисков при покупке бизнеса
Приведем список основных действий:
- Познакомиться с командой.
- Узнать, остается команда или уходит.
- Выяснить, есть ли незаменимые сотрудники.
- Узнать, есть ли четкие регламенты и функциональные обязанности сотрудников.
- Определиться, насколько бизнес будет эффективным без предыдущих собственников, основателей и команды.
- Оценить корпоративную культуру компании.
- Разобраться в принципах корпоративного управления компанией: был ли совет директоров, какие полномочия отнесены к деятельности директора, а какие к собранию собственников, советы директоров.
- Проанализировать основных контрагентов, уточнить условия работы с ними и понять риск их потери при смене собственника.
- Проанализировать всех кредиторов и дебиторов. Дебиторы — это те, кто должен компании денег, а кредиторы — это те, кому компания должна. Желательно пообщаться с крупными, чтобы понять их планы.
Что делать до покупки, чтобы бизнес стал успешным
До покупки нужно составить четкий план действий:
- какой рынок;
- кто целевые клиенты;
- какие клиентские потребности удовлетворяются;
- кто основные конкуренты;
- сколько денег потребуется;
- каких людей надо нанять;
- какие продукты выпускать.
Покупка бизнеса — это не цель, а один из шагов к цели.
Владимир Курашев
Финансы и менеджмент. Независимый директор. Разработка стратегии, масштабирование бизнеса, M&A, привлечение финансирования, работа в Советах директоров.
Оценить успешность покупки можно в процессе реализации ранее принятого плана действий. Ведь на достижение цели могут повлиять разные факторы: может поменяться экономика, на рынке может появиться конкурент или новая технология, которые перечеркнут запланированные действия и потребуют внесения корректировок.
О главном
- Чтобы выбрать подходящий бизнес для покупки, нужно поставить цель, для чего вы его покупаете.
- Далее нужно понимать его стратегию, финансовую модель и перспективы роста.
- Необходимо проверить финансовые отчеты и юридические документы.
- Собрать и проверить пакет документов для покупки.
- Подготовить средства, необходимые для покупки бизнеса и согласовать все условия с продавцом.
- Чтобы снизить риски покупаемого бизнеса, необходимо собрать информацию о команде и ее лидерах.
- На момент покупки бизнеса иметь четкий план действий на будущее.
23 июня, 2023