Чтобы проверить и оценить бизнес, необходимо провести анализ:
- стратегии,
- финансовой модели,
- перспектив бизнеса и реалистичности драйверов его роста.
Для этого проводят Due Diligence (процедура проверки бизнеса компании, ее производственных, корпоративных, юридических и иных особенностей). Обычно этим занимаются специализированные консалтинговые компании или группы фрилансеров, которые имеют опыт в проведении Due Diligence бизнеса. Здесь важна открытость собственников и топ-менеджеров покупаемого бизнеса.
При анализе финансовой и управленческой отчетности, надо обратить внимание на:
- Активы — имущество компании. Например, деньги на счетах и в кассе, оборудование, товарные знаки, вклады в банках, вложения в другие компания и т. п.
- Обязательства — счета, проценты и задолженности, которые должны быть оплачены предприятием. Это один из источников приобретения активов.
- Собственные средства — уставной, добавочный, резервный капиталы, нераспределенная чистая прибыль. Это второй источник приобретения активов. Собственные средства предприятия показывают его способность к самофинансированию.
- Отчет о прибыли и убытках (отчет о финансовых результатах). Это источник информации о маржинальности бизнеса.
- Отчет о движении денежных средств (statement of cash flows). Это источник информации о достаточности денежных средств для ведения бизнеса.
Чтобы оценить успешность компании, нужно проанализировать отчеты и сравнить — что было в прошлом, что сейчас и какие прогнозы на будущее.
Чтобы понять будущее компании/бизнеса, нужно:
- посмотреть стратегию компании, в которой показано развитие бизнеса на горизонте не менее 3-5 лет;
- проанализировать основных конкурентов, чтобы понять преимущества и недостатки компании;
- уточнить, за счет каких источников компания будет развиваться.