Что такое PnL-отчет и как его составить
PnL-отчёт — это данные о том, сколько компания заработала и сколько потратила за определенный период. Разбираемся в статье, зачем вам нужен этот отчет и как его составлять.
Чем отличается PNL от выручки и операционный прибыли
PnL-отчет часто путают с выручкой и операционной прибылью, ниже рассказываем чем они отличаются:
  • Выручка — это сумма, на которую бизнес продал товаров или оказал услуг.
Формула: Выручка = Цена одного товара × Количество проданных товаров.

Например, за месяц магазин продал 60 велосипедов по 15000₽, перемножаем и получаем, что выручка компании — 900000₽

  • Операционная прибыль — это выручка минус расходы на осуществление деятельности.
Формула: операционный доход = валовая прибыль — операционные расходы.

Например, магазин велосипедов заплатил 50000 ₽ за аренду помещения под магазин, 50000 ₽ — работа сотрудников. Значит от выручки 900000₽ отнимаем 100000₽ расходов, операционная прибыль — 800000 ₽.

  • PnL — это все доходы компании минус все расходы.
Формула: PnL = все деньги, полученные компанией за отчетный период — расходы за тот же период.

Например, доходом магазина считается сдача в аренду места для мастера по починке велосипедов. За это магазин получает 35000 ₽ в месяц. В расходах учитываются не только траты на деятельность, но и налоги — 20 000 ₽. Еще магазин выплачивает кредит — 20 000₽. В итоге, PnL магазина велосипедов: (900 000 ₽ + 35 000 ₽) – (100 000 ₽ + 40 000 ₽) = 795 000 ₽.

Вывод: выручка и операционная прибыль — неполные данные о доходах и расходах, а PnL — полные, более точные и подробные.
Зачем нужен анализ и расчет PNL
Чтобы понять насколько разумно компания использует свои ресурсы, где сократить расходы или увеличить. Также анализ и расчет PnL помогает принимать более точные бизнес-решения, например:

  • Поймете куда движется компания, какие есть ошибки и недочеты. Например, покажет вам с каких товаров или услуг вы зарабатываете больше всего, а какие невыгодны — их можно убрать или доработать.
  • Своевременно зафиксируете какие бизнес-показатели падают.
  • Узнаете о том, насколько бизнес жизнеспособен.
  • Увеличите или наоборот уменьшите расходы.
  • Определите направление развития компании.

Такой отчет нужен руководителю компании, инвесторам, чтобы правильно оценивать результаты торговли и понимать, как окупится бизнес. Еще он важен, когда вы хотите взять кредит для компании, банк по нему оценивает платежеспособность.
Особенности PNL отчета
Чтобы правильно читать и писать отчет, необходимо знать его особенности:

  1. Информацию о доходах и выручке располагают в начале отчёта.
  2. Административные и торговые расходы относят к накладным затратам (заработная плата для сотрудников, реклама и упаковка товара).
  3. Как бизнес-тариф Ростелекома спасет компанию от DDoS-атак
  4. Валовую прибыль пишут процентом или коэффициентом от выручки. Если вы планируете сотрудничать с инвестором, то процентные показатели могут потребоваться при анализе финансовой эффективности предприятия.
  5. Себестоимость реализованной продукции или услуг указывают отдельно от накладных расходов.
  6. Прописывают все суммы налогообложения и другие финансовые обязательства — например, выплаты процентов по займу капитала.
  7. Налоги могут указывать в процентах от прибыли или прописывать общую сумму.
  8. В последнем блоке фиксируют результат отчёта — чистая прибыль или убыток — то есть PnL.
Как составить PNL-отчет
Сначала посчитайте следующие бизнес-показатели:

  • Прямые затраты — расходы на приобретение товара или его создание, например доставка, логистика.
  • Накладные расходы — зарплата сотрудникам, покупка оборудования, оплата аренды и другие расходы на реализацию бизнес-процессов.
  • Валовая прибыль — разница между общей выручкой и себестоимостью товара.
  • Операционные расходы — повседневные затраты предприятия. Например, реклама, обеды для сотрудников и др.
  • Операционный доход — прибыль от основной деятельности предприятия. Без налогов и выплат по кредитам и займам.
  • Размер прибыли до налогообложения — промежуточная выручка до налогообложения. Помогает определить насколько эффективна система управления.
  • Налог на прибыль — обязательный налог, который организация платит государству.
  • Чистый доход — прибыль с вычетом всех расходов.
  • Прочие расходы — это те затраты, которые не включены ни в одну категорию.
  • Себестоимость — сумма всех затрат на производство и реализацию товаров или услуг.
  • Амортизация — перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость продукции, работ или услуг.
  • EBITDA — прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации.

Каждый показатель может иметь подкатегорию. Чтобы было проще считать, делайте это в Excel. Подробный PnL-отчет вы можете посмотреть по ссылке. Просто сделайте копию документа и подставляйте свои значения.
Как составить PNL-отчет
Коротко о главном
  1. PnL-отчет – это финансовый отчет, который отображает прибыль или убыток компании за определенный период времени.
  2. Выручка и операционная прибыль — неполные данные о доходах и расходах, в отличие от PnL.
  3. Анализ и расчет PnL поможет принимать более точные решения для развития бизнеса. Например, где сократить расходы, а где увеличить. Еще его могут запросить банк и инвесторы при сотрудничестве.
  4. Если очень кратко, то PnL считает, по формуле: се доходы компании минус все расходы. Но туда входит много других бизнес-показателей, например как: амортизация, налог на прибыль, EBITDA и так далее.
  5. Составлять PnL-отчет лучше всего в Excel — сделайте один раз все нужные ячейки, пропишите формулы и потом каждый месяц просто подставляйте цифры.
  6. У PnL-отчета есть свои особенности, например: информацию о доходах и выручке располагают в начале, налоги могут указывать в процентах от прибыли или прописывать общую сумму, административные и торговые расходы относят к накладным затратам и так далее.
  7. Составлять PnL-отчет лучше всего раз в месяц или квартал.