PnL-отчёт — это данные о том, сколько компания заработала и сколько потратила за определенный период. Разбираемся в статье, зачем вам нужен этот отчет и как его составлять.
Чем отличается PnL от выручки и операционной прибыли
PnL-отчет часто путают с выручкой и операционной прибылью, ниже рассказываем чем они отличаются:
-
Выручка — это сумма, на которую бизнес продал товаров или оказал услуг.
Формула: Выручка = Цена одного товара × Количество проданных товаров.
Например, за месяц магазин продал 60 велосипедов по 15000₽, перемножаем и получаем, что выручка компании — 900000₽
-
Операционная прибыль — это выручка минус расходы на осуществление деятельности.
Формула: операционный доход = валовая прибыль — операционные расходы.
Например, магазин велосипедов заплатил 50000 ₽ за аренду помещения под магазин, 50000 ₽ — работа сотрудников. Значит от выручки 900000₽ отнимаем 100000₽ расходов, операционная прибыль — 800000 ₽.
-
PnL — это все доходы компании минус все расходы.
Формула: PnL = все деньги, полученные компанией за отчетный период — расходы за тот же период.
Например, доходом магазина считается сдача в аренду места для мастера по починке велосипедов. За это магазин получает 35000 ₽ в месяц. В расходах учитываются не только траты на деятельность, но и налоги — 20 000 ₽. Еще магазин выплачивает кредит — 20 000₽. В итоге, PnL магазина велосипедов: (900 000 ₽ + 35 000 ₽) – (100 000 ₽ + 40 000 ₽) = 795 000 ₽.
Вывод: выручка и операционная прибыль — неполные данные о доходах и расходах, а PnL — полные, более точные и подробные.
Зачем нужен анализ и расчет PnL
Чтобы понять насколько разумно компания использует свои ресурсы, где сократить расходы или увеличить. Также анализ и расчет PnL помогает принимать более точные бизнес-решения, например:
- Поймете куда движется компания, какие есть ошибки и недочеты. Например, покажет вам с каких товаров или услуг вы зарабатываете больше всего, а какие невыгодны — их можно убрать или доработать.
- Своевременно зафиксируете какие бизнес-показатели падают.
- Узнаете о том, насколько бизнес жизнеспособен.
- Увеличите или наоборот уменьшите расходы.
- Определите направление развития компании.
Такой отчет нужен руководителю компании, инвесторам, чтобы правильно оценивать результаты торговли и понимать, как окупится бизнес. Еще он важен, когда вы хотите взять кредит для компании, банк по нему оценивает платежеспособность.
Особенности PnL отчета
Чтобы правильно читать и писать отчет, необходимо знать его особенности:
- Информацию о доходах и выручке располагают в начале отчёта.
- Административные и торговые расходы относят к накладным затратам (заработная плата для сотрудников, реклама и упаковка товара).
Как бизнес-тариф Ростелекома спасет компанию от DDoS-атак
- Валовую прибыль пишут процентом или коэффициентом от выручки. Если вы планируете сотрудничать с инвестором, то процентные показатели могут потребоваться при анализе финансовой эффективности предприятия.
- Себестоимость реализованной продукции или услуг указывают отдельно от накладных расходов.
- Прописывают все суммы налогообложения и другие финансовые обязательства — например, выплаты процентов по займу капитала.
- Налоги могут указывать в процентах от прибыли или прописывать общую сумму.
- В последнем блоке фиксируют результат отчёта — чистая прибыль или убыток — то есть PnL.
Как составить PnL-отчет
Сначала посчитайте следующие бизнес-показатели:
- Прямые затраты — расходы на приобретение товара или его создание, например доставка, логистика.
- Накладные расходы — зарплата сотрудникам, покупка оборудования, оплата аренды и другие расходы на реализацию бизнес-процессов.
- Валовая прибыль — разница между общей выручкой и себестоимостью товара.
- Операционные расходы — повседневные затраты предприятия. Например, реклама, обеды для сотрудников и др.
- Операционный доход — прибыль от основной деятельности предприятия. Без налогов и выплат по кредитам и займам.
- Размер прибыли до налогообложения — промежуточная выручка до налогообложения. Помогает определить насколько эффективна система управления.
- Налог на прибыль — обязательный налог, который организация платит государству.
- Чистый доход — прибыль с вычетом всех расходов.
- Прочие расходы — это те затраты, которые не включены ни в одну категорию.
- Себестоимость — сумма всех затрат на производство и реализацию товаров или услуг.
- Амортизация — перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость продукции, работ или услуг.
- EBITDA — прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации.
Каждый показатель может иметь подкатегорию. Чтобы было проще считать, делайте это в Excel. Подробный PnL-отчет вы можете посмотреть по ссылке. Просто сделайте копию документа и подставляйте свои значения.
Коротко о главном
- PnL-отчет – это финансовый отчет, который отображает прибыль или убыток компании за определенный период времени.
- Выручка и операционная прибыль — неполные данные о доходах и расходах, в отличие от PnL.
- Анализ и расчет PnL поможет принимать более точные решения для развития бизнеса. Например, где сократить расходы, а где увеличить. Еще его могут запросить банк и инвесторы при сотрудничестве.
- Если очень кратко, то PnL считает, по формуле: се доходы компании минус все расходы. Но туда входит много других бизнес-показателей, например как: амортизация, налог на прибыль, EBITDA и так далее.
- Составлять PnL-отчет лучше всего в Excel — сделайте один раз все нужные ячейки, пропишите формулы и потом каждый месяц просто подставляйте цифры.
- У PnL-отчета есть свои особенности, например: информацию о доходах и выручке располагают в начале, налоги могут указывать в процентах от прибыли или прописывать общую сумму, административные и торговые расходы относят к накладным затратам и так далее.
- Составлять PnL-отчет лучше всего раз в месяц или квартал.
14 июня, 2023