Что такое MVP

MVP — тестовый продукт, который содержит основные функции, необходимые для того, чтобы получить обратную связь от пользователей и проверить бизнес-гипотезы.
Разбираем в статье, зачем вам нужно создавать MVP и как это сделать.

Зачем нужен MVP

  1. Сэкономите ресурсы на разработке продукта. MVP помогает стартапу быстро проверить гипотезы о продукте на пригодность, не затратив много времени и денег на разработку ненужных функций. MVP поможет снизить риски и протестить продукт на пригодность. 
  2. Получите обратную связь. Еще на ранней стадии создании продукта вы сможете получить фидбэк, который поможет быстрее сориентироваться, какие функции нужно добавить или убрать.
  3. Соберете стартовую базу клиентов до полноценного запуска.
  4. Выйдите на рынок и привлечете инвесторов.

Как создать MVP

Этап 1. Определите цель.

Перед созданием MVP вам нужно определить долгосрочную цель своего продукта. В этом вам поможет несколько вопросов:

  • Зачем вы создаете свой продукт?
  • Он будет решать какие-то проблемы людей?
  • Какую ценность несет ваш продукт?

Например, вы создаете Telegram бот для быстрой проверки контрагентов. Его ценность в том, что он помогает предпринимателям избежать сделки с компаниями банкротами, мошенниками, однодневками.

Этап 2. Изучите рынок.

Проанализировав рынок, вы сможете понять по каким правилам он работает, кто на нем доминирует, что ищут потребители и какие изменения могут произойти в будущем. Вот что нужно исследовать:

  1. Оцените, насколько рынок перспективный. Здесь нужно понять, какой спрос на рынке на ваши товары и услуги. Посмотрите, насколько хорошо конкуренты привлекают инвестиции, как у них с финансированием, какие проблемы клиентов они уже решили своим продуктом.
  2. Изучите тренды рынка. Это может понять, на каком рынке стоит сосредоточиться, и какие товары или услуги в настоящее время пользуются популярностью у потребителей, а что будет востребовано в будущем.
  3. Посмотрите какую долю рынка занимают конкуренты.
  4. Проведите сегментацию рынка, чтобы понимать для кого делать продукт.
  5. Проведите конкурентный анализ. Это поможет вам выделиться на фоне конкурентов, доработать функции своего продукта и стать лучше.
  6. Проведите SWOT- анализ. С помощью него, вы сможете выявить слабые и сильные стороны конкурентов, возможные риски для вашей компании. Так, вы сможете создать наиболее эффективную стратегию для улучшения позиций вашей компании на рынке.

Более подробно о том, как провести анализ рынка вы можете почитать в нашей статье: Как провести анализ рынка

Этап 3. Проведите анализ целевой аудитории.

Анализ целевой аудитории — ключевой этап в разработке MVP, маркетинговой стратегии и понимании потребностей потенциальных клиентов.

Для начала определитесь для кого вы собираетесь создавать свой продукт. Пропишите портрет ЦА максимально подробно: пол, возраст, финансовое положение, местоположение, их интересы.

Далее займитесь поиском болей потенциальных клиентов. Проблемы клиентов обычно делятся на 4 категории: 

  1. Финансы. Например, клиент хочет купить обучающий курс по IT, но сейчас у него нет денег, поэтому ему хочется взять курс в рассрочку.
  2. Время. Например, у клиента нет времени на готовку блюд, поэтому он ищет доставку готовой еды. Но его останавливает то, что он не уверен в качестве блюд.
  3. Сложности при покупке. Например, клиент хочет заказать одежду из-за границы, но оплата возможна только через онлайн кошелек, которого у человека нет.
  4. Незнание. Например, клиент хочет купить программу фоторедактора, но не уверен, что сможет сам во всем разобраться. 

А вот как узнать об этих проблемах среди потенциальный клиентов:

  1. Проведите CustDev.  Например, с помощью сервиса «Яндекс.Взгляд» можно создать свою анкету или использовать готовый шаблон, который будет размещаться на видеосети Яндекса и сайтах партнерах.
  2. Изучите релевантные сообщества и форумы. Например, в ВКонтакте и Telegram можно найти чаты и обсуждения среди аудитории предпринимателей. Чтобы узнать «боли» аудитории читайте комментарии, сами участвуйте в обсуждениях и задавайте вопросы. Все данные вносите в майнд карту, чтобы не потерять. 
  3. Изучите отзывы. Найдите отзывы о похожих продуктах, например, можно воспользоваться сайтом Отзовик. Сделайте акцент на негативных отзывах, там больше всего скрываются боли клиентов.

Этап 4. Определите путь клиента.

Взаимодействие клиента с вашим продуктом должно быть максимально простым и интуитивным. Процесс создания дорожной карты клиента состоит из нескольких шагов:

  1. Соберите информацию о клиентах. Здесь опять же понадобится портрет вашей потенциальной ЦА. Только нужно включить еще следующие пункты: каким образом клиент узнает о вас, к кому из конкурентов он уже обращался, чем вы можете их увлечь.
  2. Перечислите точки соприкосновения. Перечислите все места, где клиенты смогут с вами пересекаться: сайт, мессенджеры, приложения, службы поддержки. Чтобы учесть все каналы взаимодействия можно:

    • спросить у целевой аудитории;
    • провести маркетинговое исследование;
    • пройти путь клиента самому;
    • использовать «тайного покупателя».

  3. Определите все возможные трудности. Например, клиент собрал корзину продуктов в приложение, но случайно его свернул, и корзина сбросилась. Клиент зол, что потратил время впустую, бросил покупку и больше не вернулся.

Препятствия могут быть разные: неправильно прописанные скрипты, грубый сервис, техническая поддержка, которая долго отвечает — это все мешает клиенту нормально взаимодействовать с продуктом. Когда список таких проблем составлен, то думайте над их устранением.

Этап 5. Определите основные функции MVP.  

Чтобы не тратить лишние ресурсы на запуск MVP, вам нужно тестировать только самые главные функции вашего продукта. Но как их выбрать? Воспользуйтесь методом составления историй. 

Суть метода: составить набор функций на основе клиентского опыта. Это позволит  сделать упор на конкретных частях функционала и не упустить общее представление о продукте. 

Что делать: 

  1. Напишите о каждом шаге клиента. Например, увидел рекламу → зашел на сайт→ присмотрел, интересующий продукт → прочитал его характеристики → зарегистрировался → добавил в корзину → оформил заказ → выбрал доставку. Все это, стоит прописать, чтобы была визуальная картинка, можно воспользоваться Miro или Figma.
  2. Дополните каждый шаг необходимыми функциями. Например, для регистрации нужна анкета с информацией о клиенте.
  3. Расставьте приоритеты и упорядочьте функции. Оцените, какая функция более ценная, а от какой можно отказаться. Составьте список по убыванию важности.

Этап 7. Собираем MVP.

У вас все готово, осталось только собрать MVP и показать его миру. Есть несколько способов, как это сделать:

  1. No-code. Можно воспользоваться такими сервисами, как Tilda или Bubble. Их преимущество в том, что они имеют готовые шаблоны приложений, сайтов и т.д. Просто заходите и создаете сайт продукта без кода.
  2. Наймите IT-разработчика или команду. Лучше искать таких сотрудников через знакомых или по рекомендациям. Будьте готовы потратить время и деньги, чтобы ввести их в работу.
  3. Создайте вручную. Например, разобраться с такими сервисами, как Google Sheets или Notion и работать в них.

Этап 8. Протестируйте MVP.

 MVP стоит тестировать с двух аспектов:

  • Альфа-тестирование — проверяйте продукт внутри команды, чтобы его оценили сотрудники с точки зрения экспертов.
  • Бета-тестирование — откройте доступ к продукту ограниченной группе людей и запросите обратную связь.

Если выявились какие-то недочеты, то дорабатывайте их и запускайте проверку по новой.

Частые ошибки при создании MVP

  1. Ошибочно сделали полноценную версию продукта, вместо MVP.
  2. Не доработали технические проблемы. Несмотря на то, что это только тестовый продукт, все возможные баги и ошибки, которые посыпятся при запуске, могут оттолкнуть будущих клиентов.
  3. MVP не решил проблему клиентов. Когда создали продукт, но в конечном итог получилось так, что из-за отсутствия каких-то функций, он не закрывает боли клиента.
  4. Вышли на переполненную нишу. Нельзя пропускать этап с анализом рынка, ведь может оказаться так, что ниша на которую вы выходите уже закрыла все проблемы клиентов.
  5. Не учли ситуацию на рынке. Нужно всегда следить за новостями рынка, на который вы выходите, иначе есть риск потеряться на фоне каких-то обстоятельств. 

Коротко о главном

  1. MVP — прототип основного вашего продукта, на котором поможет протестировать основные функции и понять, насколько готовый продукт будет успешным.
  2. MVP поможет сэкономить деньги и время на разработке продукта, проверить гипотезы, получить базу клиентов до запуска, выйти на рынок и привлечь инвесторов.
  3. При создании MVP вам нужно пройти несколько этапов: поставить цель, изучить рынок и целевую аудиторию, составить путь клиента, определить основные функции, собрать и протестировать MVP.
  4. Когда вы создаете MVP не забудьте: проверить, есть ли свободные места на рынке и какая там сейчас обстановка, исправить все технические проблемы до запуска и проверить, что продукт правда решает проблему клиентов.

Нужна помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
17 апреля, 2023