Что такое ликвидность компании

Ликвидность — это то, как быстро можно обменять товар, продукт или бизнес на деньги. Разбираем в статье: как рассчитать ликвидность и проанализировать ее влияние, а также способы повысить этот показатель.

Что такое ликвидность

Ликвидность — способность быстро превратить имущество в деньги без потери его рыночной стоимости. И чем быстрее можно продать вещь, тем более ликвидным считают такое имущество. Высокая ликвидность говорит о потребности и ценности продукта.

Например, у недвижимости в маленьком городе низкая ликвидность — продать её быстро и по реальной стоимости не получится. А вот деньги высоколиквидные, обменять их на что-либо легко.

Недвижимость и деньги в таких случаях называют активами. Активы — это любое имущество. Ликвидность можно измерять у одного актива или у компании в целом.

Для бизнеса, ликвидность — возможность быстро отыграть текущие долги с помощью продажи активов — имущества или продукта, который уже готов.

Зачем оценивать ликвидность компании

Ликвидность нужно оценивать, чтобы понимать, насколько компания надежная и платежеспособная. Она пригодится:

  • Инвесторам — не станут покупать акции неликвидной компании, так как компания может обанкротиться, а инвестор потерять деньги.
  • Кредиторам и банкам — они предоставят выгодные условия по кредитам для высоколиквидного бизнеса,
  • Партнерам — ликвидность помогает понять платежеспособность компании, с которой собираются сотрудничать. Рискованно ли доставлять товар или услугу без предоплаты, сможет ли партнер заплатить за него вовремя.
Для того чтобы определить, ликвидна ли другая компания, можно посмотреть ее бухгалтерский баланс. По закону эта отчетность открыта, ее может, кто угодно проверить на сайте bo.nalog.ru.

Если сравнить активы компании и обязательства или долги, то можно понять как быстро она сможет рассчитаться и насколько рискованно с ней работать. Активов должно быть больше, чем обязательств иначе работать с такой компанией очень рискованно.

Например, Павел владеет мастерской по починке инструментов. Он знает свои доходы и расходы, но не разбирается в ликвидности. И тут крупная компания Makita предлагает ему сотрудничать: они ему бренд и инструменты, а он проценты от выручки. Вот тут нужна ликвидность и Павлу, чтобы оценить свои силы и риски сотрудничества с Makita.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Виды ликвидности

Рассмотрим четыре вида ликвидности:

  1. Высокая ликвидность — когда активы можно быстро и легко превратить в деньги. Например, ценные бумаги, валюта, облигации.
  2. Средняя ликвидность — когда активы можно продать в течение нескольких недель. Например, продукция завода, сырье и другое.
  3. Медленная ликвидность — когда активы медленно реализуются — продаются до года. Например, банковские вклады, которые нельзя получить или обналичить сразу. Их можно вернуть через несколько месяцев или через год.
  4. Трудная ликвидность — когда активы труднореализуемые, то есть продаются более года. Например, недвижимость — цена за квадратный метр с каждым годом растет, но продать ее трудно, покупатель может торговаться до стоимости меньше рыночной.

Коэффициенты ликвидности и формулы их расчета

Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться — рассчитывают коэффициент ликвидности. Коэффициент ликвидности показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.

Есть три коэффициента ликвидности, далее рассмотрим для чего каждый из них рассчитывают.

1. Коэффициент текущей ликвидности показывает, может ли компания расплатиться с долгами деньгами, которые находятся в обороте и при этом не продавать имущество.

Формула расчета коэффициента:
Текущая ликвидность = оборотные активы / текущие обязательства.

Например, у компании есть деньги на счете, вклады и др. — 300 000, а поставщикам нужно заплатить 200 000. Считаем, 300 000 : 200 000 = 1,5.

Этот коэффициент показывает сможет ли компания погашать текущие обязательства за счет оборотных активов. Чем выше коэффициент — тем лучше платежеспособность предприятия.

Должно получиться число от 1,5 до 2,5. Слишком высокий коэффициент покажет дисбаланс управления, а низкий — полную несостоятельность компании, которая не сможет в срок выполнять свои обязательства и платить по счетам. Эксперты рекомендуют сократить оборотные активы и снизить долги. Так можно будет избежать распродажи имущества.

В данном случае коэффициент — 1,5, а это значит компания сможет выполнить свои текущие обязательства.

2. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, как быстро компания может перевести все самые доступные активы в деньги, чтобы решить возникшие проблемы. Например, она помогает директору крупного предприятия понять, насколько быстро он может продать доступные активы.

К предыдущей формуле добавляется дебиторская задолженность. Также могут подойти и объекты недвижимости, оборудование или готовая продукция. Все, что можно продать меньше чем за год.

Формула расчета коэффициента:
Быстрая ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вклады + краткосрочная дебиторская задолженность / на краткосрочные обязательства.

Например, у компании есть на счете 100 000, клиенты должны вернуть — 50 000 и по дебиторской задолженности — 30 000, а поставщикам еще нужно заплатить 200 000.
Считаем, 100 000 + 50 000 + 30 000 : 200 000 = 0,9

Коэффициент быстрой ликвидности должен быть от 0,7 до 1. Такой показатель — признак того, что компания сможет вовремя покрыть все долги и увеличить свои активы.

В данном случае коэффициент — 0,9, а значит дела фирмы идут хорошо.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, сколько текущих долгов можно закрыть только за счет активов, которые легко можно продать на рынке в крайне короткий срок, например, за день.

Вычислив этот показатель по простой формуле, предприниматель узнает насколько его доход позволяет погасить имеющиеся долги.

Коэффициент абсолютной ликвидности считают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности.

Формула расчета коэффициента:
Абсолютная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения / текущие обязательства.

Например, у компании остаток на счете — 100 000 рублей, еще ей должны вернуть — 50 000 рублей займа. Срочно нужно заплатить поставщикам 200 000 рублей. Считаем, 100 000 + 50 000 : 200 000 = 0,75

Коэффициент абсолютной ликвидности должен получиться от 0,2 до 0,5. Компания с таким показателем может закрыть до половины долгов, как только это потребуется. Если показатель ниже, компания не сможет быстро оплатить даже часть долгов.

В данном случае коэффициент — 0,75, а значит у компании высокий уровень ликвидности и она сможет быстро выполнить все обязательства.

Ликвидность по сферам применения

Ликвидность можно применить к заводам и фабрикам, ценным бумагам и квартирам, автомобилям и винтажным предметам мебели. Рассмотрим каждую категорию более подробно:

1. Ликвидность предприятия или его платежеспособность оценивают по активам и пассивам. Ликвидные активы быстро продаются на рынке по выгодной цене.

Разберем новые понятия:

  • Активы — это деньги на счетах компании, вложения, запасы.
     
  • Пассивы — противоположность активов. Это кредиты, задолженности, займы, резервы предстоящих расходов и платежей.
     

Активы делятся на:

  • Оборотные — имущество, которое используют во время производства и оно приносит прибыль в течение одного года. Это станки, сырье, дебиторские долги, банковские вклады на год.
     
  • Внеоборотные — те, что приносят доход компании в срок более одного года. Это могут быть запатентованные разработки, рецепты, цеха, офисные помещения, техника и долгосрочные обязательства.
     

Оборотные активы легче продать, в отличие от внеоборотных.

2. Ликвидность баланса компании показывает, могут ли активы покрывать обязательства — хватит ли у предприятия денег, чтобы расплатиться с долгами. Где срок продажи активов соответствует сроку расплаты по обязательствам.

Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.

Чтобы понять, текущую платежеспособность предприятия нужна сравнить быстрореализуемые активы (деньги на счету предприятия, краткосрочные вложения) и срочные обязательства (срочные кредиты, займы, задолженность по дивидендам).

А чтобы понять, платежеспособность предприятия в будущем нужно сравнить медленно реализуемые активы (запасы, внеоборотные активы) и долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и резервы будущих платежей).

3. Ликвидность ценных бумаг. На бирже их оценивают по количеству торгов и разнице между ценой покупки и ценой продажи. Ликвидные акции это те, которые себя окупают, их можно легко и мгновенно продать без глобального скачка цены.

4. Ликвидность банка — это его способность расплатиться с потребителями своих услуг, например, с теми, кто держит в нем депозитные счета. Когда банк выдает заем, денег в нем становится меньше и его ликвидность снижается.

Банку для поддержания высокой ликвидности нужны резервы. Для этого он вкладывает часть средств в облигации, акции. Это должны быть активы с низким риском, чтобы при быстрой продаже нарастить платежеспособность банка. За этим наблюдает Центробанк РФ.

5. Ликвидность рынка — это насколько регулярно заключают сделки, с незначительной разницей между ценой заявок на покупку и продажу. А чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала сильного влияния на цену товара нужно много сделок.

6. Ликвидность денег — это возможность в любой момент обменять их на товары или услуги, которые необходимы, а также их способность сохранять свой номинал без изменения.

Валюты разных стран обладают разной степенью ликвидности. К примеру — доллар США легко продать и обменять практически везде, а вот турецкие лиры могут оказаться убыточными в обмене на другие деньги.

Самая высокая ликвидность обычно у наличных, далее идут — деньги на текущем депозите. На последнем месте — ценные бумаги, которые нужно еще продать на фондовом рынке.

7. Ликвидность недвижимости — это то насколько быстро возможно ее продать. Недвижимость менее ликвидная, так как ее продажа занимает много времени и требует много усилий, таких как поиск покупателя, проведение сделки и оформление документов. Кроме того, недвижимость может быть продана по цене ниже ее рыночной стоимости из-за ограниченного спроса или необходимости быстрой продажи.

На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, недвижимость может подорожать, если район вокруг активно развивается или наоборот дешеветь, если рядом откроют свалку.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Анализ ликвидности

Разберем на примере предприятия. Когда нужно понять, может ли компания вовремя рассчитываться по всем обязательствам оценивают баланс. Для анализа ликвидности компании или организации активы группируют по степени — от самых быстрых к активам с медленной ликвидностью, а пассивы — по сроку возврата.

Порядок анализа ликвидности активов:

  • наиболее ликвидные;
  • быстро реализуемые;
  • медленно реализуемые;
  • труднореализуемые.
     

Порядок анализа ликвидности пассивов:

  • срочные обязательства — это долги перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, государством, аренда и дивиденды;
  • краткосрочные — это кредиты со сроком погашения менее года;
  • долгосрочные — это кредиты со сроком погашения более года;
  • постоянные — это собственный капитал.

Факторы влияющие на ликвидность

На ликвидность предприятия влияет:

  • количество ликвидных активов;
  • остаток на счетах компании;
  • краткосрочные вложения;
  • быстрореализуемые запасы товаров и сырья;
  • собственный капитал — уставной фонд.
     

Вложения лучше распределять так, чтобы цена не зависела от других рынков.

На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы:

  • система управления компанией,
  • структура управления,
  • имидж компании.
     

Качество управления можно понять по уставу компании и по финансовой отчетности. А репутацию можно проверить через публикации в СМИ, отзывы клиентов, экспертов и даже конкурентов.

Способы повышения ликвидности

Чтобы повысить ликвидность компании нужно повышать качество ее активов:

  • увеличивать оборотный капитал и прибыль,
  • снижать заемные средства,
  • снижать дебиторскую задолженность — например, заключить с должниками договор цессии и передать дебиторскую задолженность третьему лицу.

Кратко о главном

  1. Ликвидность чего-либо — это возможность быстро продать это по рыночной цене.
  2. Ликвидность оценивают, чтобы понять платежеспособность компании. Насколько рискованно с ней сотрудничать и стоит ли давать ей кредит.
  3. Ликвидность бывает — высокая, средняя, медленная и трудная. Если рассчитать коэффициент по каждой ликвидности, то можно понять насколько быстро она сможет рассчитаться и насколько рискованно с ней работать.
  4. Ликвидность можно рассчитать для чего угодно — например, личных вещей, недвижимости, денег, банка, предприятия и рынка в целом.
  5. Чтобы повысить ликвидность компании нужно повысить качество ее активов.

Хотите получить помощь ментора?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
10 июля, 2023