Конкурентный анализ — неотъемлемая часть маркетинговой стратегии, которая помогает компании выделиться на фоне конкурентов и стать лучше.Для начала нужно определить ваших конкурентов. Есть несколько видов:
- прямые — предлагают товары аналогичные вашим;
- непрямые — предлагают похожие товары или услуги;
Не важно, какие это конкуренты, нужно анализировать всех. При отборе правильнее сделать акцент на том, кто интересен по отзывам клиентов, какая их доля на рынке, особенности продукта. Когда вы определи ваших конкурентов, то можно приступить к их анализу.
1)
Изучите, что продают ваши конкуренты. Исследуйте всю продуктовую линейку, их качество, уникальность. Вопросы, которые помогут вам:
- Что нового и уникального они предлагают в своем продукте?
- Какие проблемы клиентов решает продукт?
- Какие отзывы оставляют клиенты?
- Какой уровень издержек у конкурентов — высокий или низкий?
- Компания делает акцент на разовых покупках или работает с большими объёмами?
Совет: выпишите основные возможности, функции конкурентного продукта, сравните со своими. Если увидели хорошую идею, то подумайте как реализовать ее самостоятельно. А если какая-то функция есть у многих компаний, а у вас нет — возможно, вы что-то упускаете.
2)
Изучите их маркетинговую стратегию. Для этого стоит узнать:
- у кого они покупают рекламу в онлайн и офлайн;
- какие каналы используют для продвижения;
- о чем они пишут в рекламных постах (какую ценность продукта продвигают);
- есть ли у них e-mail рассылки, если да, то как составляют воронки продаж;
- используют ли они SEO, если да, то по каким ключевым словам продвигаются в органике или платных поисковых каналах;
- какие проводят акции, конкурсы;
- есть ли у них программа лояльности.
3)
Изучите их контент-маркетинг. Здесь нужно обратить внимание на:
- как оформлен их официальный сайт, о чем они пишут;
- есть ли у них блог в социальных сетях, какая там активность;
- какой контент они публикуют, как на это реагирует публика;
- кто их целевая аудитория;
- кто занимается созданием контента — пару человек или целый штаб.
4)
Изучите их ценообразование. Для этого вам нужно собрать всю информацию по ценам конкурентов, чтобы понимать какие цен стоят сейчас, как они менялись, и с чем связаны эти изменения, какую стратегию сейчас используют.
5)
Поймите какой технологический стек они используют. Это сэкономит ваше время и улучшит рабочий процесс. Например, вы не знаете, какой выбрать язык программирования и фреймворк для создания ПО под ваш продукт. Но вы можете найти готовое решение у конкурентов, держите несколько вариантов, как это сделать:
- ввести URL компании в Built With. BuiltWith — инструмент, который показывает, на какой технологии работает сайт конкурентов, от систем аналитики до CRM;
- посмотреть списки вакансий конкурентов на должности веб-разработчика. Там часто причисляют с какими инструментами должен быть знаком кандидат.
6)
Изучите финансовые отчеты. Это поможет вам лучше понять, как работают конкуренты. Например, в годовых/квартальных отчетах вы сможете узнать о компании конкурента: каналы и объем продаж, их финансовое состояние, заработные платы сотрудников.
7)
Проведите SWOT-анализ. Он определит сильные и слабые стороны конкурентов, а также возможные угрозы для вашей компании. Для этого стоит задать себе несколько вопросов:
- Какие сильные стороны имеют ваши конкуренты?
- В чем у конкурентов есть преимущество перед вашим продуктом?
- Какая область деятельности конкурента наиболее слабая?
- В чем заключается ваше преимущество перед конкурентами?
- Какие области деятельности конкурентов могут стать угрозой для вашей компании?
- Существуют ли на рынке возможности, которые уже использовали ваши конкуренты?
Сервисы, которые помогут при анализе конкурентов:- BuzzSumo — отслеживает контент и активность конкурентов в социальных сетях;
- FeedSpy — анализирует трафик постов в любых социальных сетях;
- SpyWords — поможет проанализировать контекстную рекламу конкурентов;
- WayBackMachine — хранит все изменения веб-сайтов, поможет отследить динамику цен конкурентов;
- Контр.Фокус — поможет узнать общую информацию о конкурентах;
- Brand Analytics — поможет узнать о репутации компании.
- Rush analytics — отслеживает позиции сайта в Google и Яндекс.