План продаж — это документ, где указаны цели бизнеса в Денежной объеме: планируемая прибыль, объем сделок, порядок достижения плана по продажам.
В плане продаж прописаны цели и ключевые результаты для менеджеров (OKR), ключевые показатели эффективности (KPI), стратегия для масштабирования бизнеса. План продаж нужен, чтобы каждый сотрудник четко понимал, сколько продуктов он должен продать за определенный срок времени.
Обычно план продаж состоит из трех частей:
Как составить план продаж: есть несколько способов, однако, когда вы только планируете запустить бизнес, подойдет вариант «цели вниз — план вверх». Это когда руководитель намечает цели и финансовые показатели, например, на год вперед, а отдел продаж уже продумывает воронку работы с клиентом и необходимый бюджет. После того, как составили план, переходите к воронке продаж для сотрудников.
Воронка продаж — это путь вашего потенциального клиента: от «первого касания» до «первой продажи». У каждой сферы бизнеса воронка может быть разной длины. Например, в B2B-сфере — воронка продаж намного длиннее, чем в B2C. Все из-за того, что решения принимает не один человек, а компания.
Как построить первую воронку: выделите лишь ключевые этапы, например, «реклама в браузере — заявка на сайте — закрытие сделки». Начиная с малого, вы увидите и первый результат, и первые ошибки. А дальше уже на основе данных сможете скорректировать и детализировать каждый этап воронки.
Совет: воронок должно быть много. Для нового клиента — одна, для постоянного – другая.
Когда сформируете отдел продаж, нужно внедрять KPI-систему мотивации. Иначе сотрудники не поймут, как их результаты работы влияют на бонусную часть оклада.
KPI — это набор показателей эффективности либо каждого сотрудника, либо команды целиком. С его помощью, например, руководитель поймет, выполнил или даже перевыполнил его отдел свой план или нет.
Что такое KPI, и как его рассчитать — мы рассказали подробней в статье по этой ссылке.
Как составить KPI: единого правила нет, но есть показатели эффективности, которые можно и нужно использовать при разработке своей системы мотивации.
CRM-система — это программа, которая анализирует и отслеживает все взаимодействия с базой клиентов.
Как с помощью CRM-системы увеличить объем продаж:
Разработайте чек-листы или короткие обучающие статьи по целевым аудиториям компании, главным болям и запросам клиентов. Проводите тренинги по продажам и приглашайте экспертов на обучающие семинары.
Главное в обучении затронуть 3 блока:
Когда будете составлять текст вакансии — опирайтесь на те навыки и опыт, которые вы ищете в кандидате. Например, опыт работы в B2B-продажах не менее 5-ти лет, понимание особенностей IT-индустрии.
На основе отчета из CRM-системы и плана продаж — составьте чек-листы как для сотрудников, так и для руководителей. Формируйте их на основе важных показателей для развития бизнеса.
Стройте несколько параллельных отделов продаж, делите их по продуктам или целевым категориям клиентов. Экспериментируйте со своей системой продаж, анализируйте показатели эффективности и корректируйте план.
Хотите с первого раза удачно построить работу отдела продаж? Записывайтесь на нашу еженедельную встречу-знакомство менторов, которые помогут разработать план запуска отдела продаж и вывести ваш проект на новый уровень дохода!
Оставьте заявку для участия и получите экспертные советы от менторов клуба.