Миф о роли размера рынка

Среди множества мифов о бизнесе самый устойчивый и продвигаемый - миф о размере рынка. Точнее, это даже уже не миф, но фетиш. Кратко он формулируется так: чем больше рынок - тем больше заработаешь.

graphical divider
deco-dots-2 decoration
deco-blob-1 decoration
Разумеется, это не правда чуть более, чем совсем, больше всего как раз зарабатывают на новых, еще не сформированных, счетно маленьких рынках.

Этот фетиш возник благодаря развитию венчурного инвестирования, и был заброшен фондами в широкие массы. С тех пор целые толпы фаундеров ищут этот большой рынок в ущерб здравости сознания и человеческому счастью. Этот загон стал одной из проблем, с которой работает ментор. Об этом - #променторинг. 


9 из 10 фаундеров-одиночек выгорают в течение первых трех лет развития своего бизнеса. Выгорание фаундера - оно как выгорание менеджера или специалиста, но с вариациями.

Если ты в найме и тебе не хочется работать - ты меняешь работу. В крайнем случае - сферу деятельности, профессию. А у фаундера так не получится.

У него продукт, команда, клиенты, репутация в конце концов. Его выгорание приобретает причудливые формы. Например, он начинает пиариться, делая это основным занятием. Или уходит с головой в разработку продукта. Либо развивает команду, выдумывая гимн и кодекс компании. В общем - развлекается и отвлекает сам себя от бизнеса.

Вы спросите, причем тут размер рынка? А это очень просто: обычно размер у него маленький. Простите, двусмысленно получилось. Но это правда.

Когда мы затеваем бизнес, мы же не сидим и считаем цифры, думая: «Так, где бы позарабатывать? Вроде рынок солнечных панелей неплох. Хотя нет, лучше дуду выращивать рапс. Аграрка - вечная тема».

Все происходит по-другому. Мы выбираем то, что умеем и что нравится. И во что верим. И где есть связи. В общем, размер приходит в голову в последний момент. А когда приходит, то это происходит как в самом страшном сне подростка. Скажем, на демо-дне акселератора: «Такс, ну и что это за микроскопический у тебя? Пошел отсюда, мальчик!».

И вот представьте: ты года три делаешь что-то. Платформу, услугу какую-нибудь, или франшизную сеть. А тебя со всех сторон. Бац - рынок маленький. Бац - растешь медленно. Бац - у других большой и растут быстро.

Наверное, лучше всех это давление поймут дамы, которым злобный социум твердит что-то вроде: «Все уже по второму родили, а у тебя даже мужа еще нет». Вот тут фаундер и выгорает. Вот тут ему становится действительно плохо. Это же надо иметь вполне себе стальные нервы, чтобы плыть против течения. Ну или не заходить в социальные сети. Но, увы, увы.

Спросите, причем тут ментор? Он в этой ситуации играет роль голоса разума.

Зачем фаундер делает бизнес? Нужно ли для целей фаундера бизнесу расти быстро? А готов ли фаундер платить за быстрый рост временем, нервами и отношениями? Что произойдет с качеством продукта при быстром росте? И кто тогда будет клиентом, как изменится целевая аудитория? Все же имеет свою цену, верно? Особенно - быстрый рост. Фаундер понимает эту цену и готов платить?

Выясняется интересное: цену подсознательно понимает, платить не готов, но «общество» его заставляет. И это - основная причина выгорания. Оно же - причина выгорания и вообще плохого настроения. Ч.т.д.
arrow-up icon