Прогоревший бизнес — частая история от наших менти. Основная причина — беспорядок в финансовом отделе компании. Непонятно, куда и на что уходит бюджет, сколько выйдет прибыли.
Навести порядок поможет маржа. Как ее рассчитать и успешно применить в бизнесе — узнаете в статье.
Маржа — это экономический показатель, отражающий разницу между себестоимостью товара и его конечной ценой.
Маржа может быть:
Представим, что вы захотели открыть свой бизнес. Нашли помещение, закупили товар, наняли сотрудников. И вот незадача — выручка есть, но расходы все равно перевешивают.
В таком случае, вам поможет маржа. Благодаря ей можно увидеть, насколько оптимально соотношение между доходами и расходами, и как будет изменяться чистая прибыль. Если следить за ней долгое время, можно понять насколько успешен ваш бизнес.
Сначала разберемся с формулами.
Маржа в деньгах | Маржа в процентах |
---|---|
Выручка от продаж — расходы = Маржа | (Выручка — расходы) / Выручка х 100% = Маржа |
Например, себестоимость сока 30 рублей, добавляем 10% НДС и 50% наценки. Конечная цена для потребителя — 48 рублей. Умножим её на 20000 проданных единиц. Выручка — 9600000 рублей.
Компания потратила на упаковку и логистику 40.000, сырье 30.000, коммунальные услуги 50.0000 руб, зарплату сотрудникам 250.000 и на ремонт оборудования 30.0000. Расходы — 400000 рублей.
Маржа в рублях = 9600000- 400000 = 56000 рублей.
Маржа в процентах = (9600000 - 400000) / 9600000 x 100% = 58%.
Важно отслеживать динамику маржи! В этом вам поможет таблица в Excel. Она будет состоять из тех же параметров формулы. В ячейку под маржой добавьте следующую функцию:
=(СУММ(B2;B2*C2;B2*D2)*E2)-F2
Чтобы маржа считалась автоматически при дальнейшем вводе параметров, сделайте вот так:
Эти понятия часто путают. Давайте разбираться, в чем же их различие.
Когда компания работает в разных направлениях, в каждом из них будет рассчитываться промежуточный результат – маржа. А вот прибыль будет, как общий финансовый результат всей деятельности.
Формулы расчета маржи и наценки схожи. Однако наценка может быть разной (100-300%), а маржа никогда не превышает 100%.
Существует несколько видов маржи. Каждая из них имеет свой смысл. Рассмотрим самые важные экономические показатели:
Недостаток валовой маржи — не может точно оценить экономический успех фирмы, поскольку не учитывает постоянные расходы, не зависящие от качества товара.
Формула валовой прибыли: валовая прибыль / выручка x 100%
Формула операционный прибыли: операционная прибыль / выручка x 100%
Формула чистой прибыли: чистая прибыль / выручка x 100%
Для каждой сферы бизнеса существуют свои нормы. Приведем статистику средних показателей для некоторых из них: