Маржа: что это такое, и как рассчитать в процентах

Прогоревший бизнес — частая история от наших менти. Основная причина — беспорядок в финансовом отделе компании. Непонятно, куда и на что уходит бюджет, сколько выйдет прибыли.

Навести порядок поможет маржа. Как ее рассчитать и успешно применить в бизнесе — узнаете в статье.

graphical divider
deco-dots-2 decoration
deco-blob-1 decoration

Что такое маржа

Маржа — это экономический показатель, отражающий разницу между себестоимостью товара и его конечной ценой.

Маржа может быть:

  • Отрицательной — отпускная цена товара меньше закупочной.
  • Максимальной — показатель не может превышать 100% даже при нулевой себестоимости и максимальной наценки.

Зачем она нужна

Представим, что вы захотели открыть свой бизнес. Нашли помещение, закупили товар, наняли сотрудников. И вот незадача — выручка есть, но расходы все равно перевешивают.

В таком случае, вам поможет маржа. Благодаря ей можно увидеть, насколько оптимально соотношение между доходами и расходами, и как будет изменяться чистая прибыль. Если следить за ней долгое время, можно понять насколько успешен ваш бизнес.

Как рассчитать маржу: по формуле или в Excel

Сначала разберемся с формулами.

Маржа в деньгах Маржа в процентах
Выручка от продаж — расходы = Маржа (Выручка — расходы) / Выручка х 100% = Маржа

Нужна помощь с масштабированием бизнеса?
Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Что важно помнить?

  1. Выручка = отпускная цена товара (себестоимость + НДС + наценка) x количество проданных единиц.
  2. Расходы = издержки на производство, упаковку и логистику товара + затраты на сырье, газ, свет и зарплату сотрудников + количество выпущенных или закупленных единиц.

Как это работает?

Например, себестоимость сока 30 рублей, добавляем 10% НДС и 50% наценки. Конечная цена для потребителя — 48 рублей. Умножим её на 20000 проданных единиц. Выручка — 9600000 рублей.

Компания потратила на упаковку и логистику 40.000, сырье 30.000, коммунальные услуги 50.0000 руб, зарплату сотрудникам 250.000 и на ремонт оборудования 30.0000. Расходы — 400000 рублей.

Маржа в рублях = 9600000- 400000 = 56000 рублей.

Маржа в процентах = (9600000 - 400000) / 9600000 x 100% = 58%.

Важно отслеживать динамику маржи! В этом вам поможет таблица в Excel. Она будет состоять из тех же параметров формулы. В ячейку под маржой добавьте следующую функцию:

=(СУММ(B2;B2*C2;B2*D2)*E2)-F2



Чтобы маржа считалась автоматически при дальнейшем вводе параметров, сделайте вот так:

Чем маржа отличается от прибыли и наценки

Эти понятия часто путают. Давайте разбираться, в чем же их различие.

  1. Прибыль — превышение выручки от продажи товаров над издержками и затратами.

  2. Когда компания работает в разных направлениях, в каждом из них будет рассчитываться промежуточный результат – маржа. А вот прибыль будет, как общий финансовый результат всей деятельности.

  3. Наценка — надбавка к себестоимости товара.

Формулы расчета маржи и наценки схожи. Однако наценка может быть разной (100-300%), а маржа никогда не превышает 100%.

Виды маржи при оценки прибыли

Существует несколько видов маржи. Каждая из них имеет свой смысл. Рассмотрим самые важные экономические показатели:

  1. Валовая маржа — разница между общим доходом компании и ее переменными расходами. К переменным расходам относят: затраты на оплату сырья, зарплату работникам, коммунальные услуги и т.п.

  2. Недостаток валовой маржи — не может точно оценить экономический успех фирмы, поскольку не учитывает постоянные расходы, не зависящие от качества товара.

    Формула валовой прибыли: валовая прибыль / выручка x 100%

  3. Операционная маржа — оставшийся доход за вычетом стоимости проданных товаров и операционных расходов (аренда, зарплаты сотрудников, коммунальные платежи).
  4. Формула операционный прибыли: операционная прибыль / выручка x 100%

  5. Чистая маржа — доля выручки за вычетом всех расходов, в том числе операционных и накладных.

Формула чистой прибыли: чистая прибыль / выручка x 100%

Какая должна быть маржа в бизнесе?

Для каждой сферы бизнеса существуют свои нормы. Приведем статистику средних показателей для некоторых из них:

Почему маржа улучшит Ваш бизнес?

  • Поможет оценить успех и эффективность вашего бизнеса.
  • Укажет на рентабельность конкретного товара.
  • Оценит позицию вашего бизнеса на рынке среди конкурентов.
  • Поможет отрегулировать объемы продаж, правильно определить цены, чтобы получить нужный доход.
Хотите не только научиться рассчитывать маржу, но и грамотно вести финансовый учет?
Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
arrow-up icon