KPI сотрудников: что такое и как рассчитать

Чтобы запустить успешный бизнес, недостаточно нанять профессионалов и усадить их на нужные места, нужно еще их как-то удержать. Для этого и была разработана система количественной оценки эффективности сотрудников — по-простому KPI.

Что такое KPI?

KPI (ключевые показатели эффективности) — это показатель, насколько отдельный человек в команде достиг бизнес-цели. Компании используют KPI, чтобы помочь сотрудникам сосредоточить свою работу на достижении общей цели.

Система поощрения эффективности сотрудников сильно влияет на производительность всего бизнеса, она способна увеличить финансовые показатели, а также сплотить коллектив единой целью.

Вычисление коэффициента участия в общем проекте по методу KPI выгодно и для работников. Это один из способов узнать свои слабые и сильные стороны, признать заслуги других, справедливо рассчитывать на премию.

Кому нужен KPI, а кому нет?

KPI нужен тем, кто ищет ответ — как оптимизировать работу сотрудников для достижения общих целей и задач. Оценку эффективности стоит внедрять, когда в компании уже налажены система управления, оплаты труда, бизнес-процессы, зоны ответственности каждого сотрудника. В ином случае стоит повременить с KPI и заняться вышеперечисленным.

Система KPI не нужна на старте бизнеса. Это решение для стабильных проектов, с четкой структурой.

  • У бизнеса еще нет выстроенной стратегии управления, нет ресурсов на разработку.
  • Нет конкретных показателей эффективности, которые можно оценить.
  • Нет данных о работе сотрудников, на основе которых можно рассчитать подходящий кпай.

На старте бизнеса сложно разделить ответственность: команда маленькая, все близко взаимодействуют между собой, где-то доделывают друг за другом. Владелец может быть и HR-специалистом, и менеджером по продажам, и сисадмином, а его друг и соучредитель — маркетологом, финансистом и еще кем-нибудь. Не получится рассчитать систему KPI, как бы ни хотелось.

Нужна помощь с разработкой системы мотивации?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Показатели эффективности KPI из разных отраслей

Подобрать подходящий индикатор эффективности под свои задачи непросто, однако есть существует библиотека общепринятых KPI, которые помогут выбрать. Приведем несколько примеров KPI из разных сфер бизнеса.

Сфера продаж стала одной из первых где появились индикаторы оценки качества работы сотрудников. Продуктивность оценивается по следующим параметрам:

  • Конверсия. Это соотношение количества покупателей к общему числу посетителей.
  • Средняя выручка за одну продажу. Она помогает определить, насколько сильно персонал вкладывается в работу.
  • Количество возвратов. Помогает оценить уровень удовлетворенности клиентов.

Сфера HR.

  • Количество закрытых вакансий.
  • Количество уволившихся.
  • Количество полученных откликов на вакансию.

Как разработать KPI

KPI должен быть разработан с учетом целей компании и текущего состояния.

  1. Обозначьте основные метрики бизнеса, например, объем продаж, конверсия и так далее.
  2. Привяжите метрики к работе сотрудников, обозначив цели, например, поднять конверсию продаж на 2%.
  3. Открыто расскажите коллективу, как работает KPI. Чем прозрачнее будет система премий для сотрудников, тем выше будет их лояльность к руководству.
  4. Регулярно обновляйте KPI. Не все индикаторы приведут компанию к успеху, росту прибыли и так далее.

Важно: показателей KPI на одного сотрудника не должно быть больше 3, а для руководителя — не больше 5. Иначе теряется фокус в работе, падает мотивация. Чем больше KPI, тем итоговая сумма за выполнение каждого показателя меньше, а это уже расстраивает сотрудников.

Простая формула расчета KPI

Представьте, что вам нужно рассчитать кпай для отдела продаж. Для этого нужно выделить приоритетные направления, которые влияют на работу отдела.

  • Число продаж в месяц.
  • Средний чек.
  • Число положительных отзывов.

Далее каждому из направлений присваиваем вес от 0,1 до 0,9 и рассчитаем KPI, с помощью общепринятой формулы: вес*(факт:план). Осталось подставить недостающие показатели — факт и план, и ваш kpi готов.

Нужна помощь с разработкой KPI?

Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Пример успешного внедрения KPI в Microsoft

К концу сентября 2021 года 2021 года число сотрудников Microsoft во всем мире достигло почти 190 тыс. человек, что на на 14% больше, чем годом ранее.

Стратегия Microsoft по управлению эффективностью сотрудников — это постановка целей сотрудниками, при которой постоянно отслеживается прогресс сотрудников в достижении их целей. Основное внимание уделяется содействию росту бизнеса, а также личному развитию сотрудников.

Ссылка на кейс здесь.

‍Итог

KPI помогает определить эффективность бизнеса в целом, его отделов и сотрудников. При разработке кпэ учитывайте специфику своего бизнеса, отталкивайтесь от целей компании.

Использовать систему KPI стоит там, где важно контролировать количественные показатели, как пример: отдел продаж, производства, строительство. Нецелесообразно вводить кипиай творческим специалистам, например, дизайнерам, программистам, чью работу трудно оценить в количестве. Здесь лучше опираться на качество работы.

СТА

Ваш бизнес переживает постоянную текучку кадров? Записывайтесь на нашу еженедельную встречу-знакомство менторов, которые помогут разработать эффективную систему KPI и вывести ваш проект на новый уровень!

Оставьте заявку для участия и получите экспертные советы для своего стартапа от менторов клуба.

8 ноября, 2022