KPI (ключевые показатели эффективности) — это показатель, насколько отдельный человек в команде достиг бизнес-цели. Компании используют KPI, чтобы помочь сотрудникам сосредоточить свою работу на достижении общей цели.
Система поощрения эффективности сотрудников сильно влияет на производительность всего бизнеса, она способна увеличить финансовые показатели, а также сплотить коллектив единой целью.
Вычисление коэффициента участия в общем проекте по методу KPI выгодно и для работников. Это один из способов узнать свои слабые и сильные стороны, признать заслуги других, справедливо рассчитывать на премию.
KPI нужен тем, кто ищет ответ — как оптимизировать работу сотрудников для достижения общих целей и задач. Оценку эффективности стоит внедрять, когда в компании уже налажены система управления, оплаты труда, бизнес-процессы, зоны ответственности каждого сотрудника. В ином случае стоит повременить с KPI и заняться вышеперечисленным.
Система KPI не нужна на старте бизнеса. Это решение для стабильных проектов, с четкой структурой.
На старте бизнеса сложно разделить ответственность: команда маленькая, все близко взаимодействуют между собой, где-то доделывают друг за другом. Владелец может быть и HR-специалистом, и менеджером по продажам, и сисадмином, а его друг и соучредитель — маркетологом, финансистом и еще кем-нибудь. Не получится рассчитать систему KPI, как бы ни хотелось.
Подобрать подходящий индикатор эффективности под свои задачи непросто, однако есть существует библиотека общепринятых KPI, которые помогут выбрать. Приведем несколько примеров KPI из разных сфер бизнеса.
Сфера продаж стала одной из первых где появились индикаторы оценки качества работы сотрудников. Продуктивность оценивается по следующим параметрам:
Сфера HR.
KPI должен быть разработан с учетом целей компании и текущего состояния.
Важно: показателей KPI на одного сотрудника не должно быть больше 3, а для руководителя — не больше 5. Иначе теряется фокус в работе, падает мотивация. Чем больше KPI, тем итоговая сумма за выполнение каждого показателя меньше, а это уже расстраивает сотрудников.
Представьте, что вам нужно рассчитать кпай для отдела продаж. Для этого нужно выделить приоритетные направления, которые влияют на работу отдела.
Далее каждому из направлений присваиваем вес от 0,1 до 0,9 и рассчитаем KPI, с помощью общепринятой формулы: вес*(факт:план). Осталось подставить недостающие показатели — факт и план, и ваш kpi готов.
К концу сентября 2021 года 2021 года число сотрудников Microsoft во всем мире достигло почти 190 тыс. человек, что на на 14% больше, чем годом ранее.
Стратегия Microsoft по управлению эффективностью сотрудников — это постановка целей сотрудниками, при которой постоянно отслеживается прогресс сотрудников в достижении их целей. Основное внимание уделяется содействию росту бизнеса, а также личному развитию сотрудников.
Ссылка на кейс здесь.
KPI помогает определить эффективность бизнеса в целом, его отделов и сотрудников. При разработке кпэ учитывайте специфику своего бизнеса, отталкивайтесь от целей компании.
Использовать систему KPI стоит там, где важно контролировать количественные показатели, как пример: отдел продаж, производства, строительство. Нецелесообразно вводить кипиай творческим специалистам, например, дизайнерам, программистам, чью работу трудно оценить в количестве. Здесь лучше опираться на качество работы.
Ваш бизнес переживает постоянную текучку кадров? Записывайтесь на нашу еженедельную встречу-знакомство менторов, которые помогут разработать эффективную систему KPI и вывести ваш проект на новый уровень!
Оставьте заявку для участия и получите экспертные советы для своего стартапа от менторов клуба.