Что такое стартап и как сдвинуть его с мертвой точки?

Стартап — это молодая и быстро развивающаяся компания, которая основана на инновационной идее или новой технологии. Пример «как появляется стартап»: у предпринимателя или компании единомышленников появилась идея продукта, на который, по их мнению, есть спрос.

graphical divider
deco-dots-2 decoration
deco-blob-1 decoration

Стартап ориентирован на быстрый рост и захват доли рынка. Здесь и речи не идет о быстрой окупаемости и выход на точку безубыточности.

Живет стартап за счет привлечения инвестиций от друзей, родных и знакомых основателя, бизнес-ангелов, акселераторов или венчурных фондов. Примеры известных успешных стартапов — Twitter, Facebook, Uber, SpaceX, Snapchat.

Никто не знает станет стартап единорогом или провалится с треском.

Какие бывают стартапы

Существует 5 типов стартапов, давайте рассмотрим каждый из них.

  • Социальные. Их основная цель — благотворительность. Работают за счет грантов и пожертвований. Чаще всего основаны НКО (некоммерческими организациями) и благотворительными фондами.
  • Корпоративные. Это, чаще всего, небольшие проекты крупных компаний. В процессе роста они отходят от своих «родителей» и становятся самостоятельными компаниями.
  • Под продажу стратегу. Это проекты из сфер IT и программного обеспечения. Их создают лишь с целью продать.
  • Ради расширения влияния в мире. Когда люди говорят об этом типе стартапа, то они подразумевают технологическую компанию из Кремниевой долины и других инновационных кластеров, таких как Шанхай, Нью-Йорк или Израиль.

Например, Илон Маск или Марк Цукерберг. Они не стремятся заработать на безбедную жизнь, а хотят расширить свое присутствие по всему миру благодаря сногсшибательным стартап-идеям, привлечь миллиарды людей и, соответственно, получить многомиллиардную прибыль.

Помня об этом, они создают команду из неординарных людей. И выясняют, как привлечь капитал, чтобы финансировать их поиск жизнеспособной бизнес-модели и стимулировать быстрое расширение.

  • Стартапы малого бизнеса. Это небольшие команды единомышленников, которые запускают проект на энтузиазме и «горячей» идее с растущим спросом. Из похожего проекта родился Skyeng — как идея нескольких друзей в университете.
Получите экспертные советы для своего стартапа от менторов клуба.
Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу

Почему важно хорошо начать стартап

Эксперты Forbes провели исследование, где доказали, что 3 из 4 стартапов разваливаются из-за следующих пунктов:

  • Основатель выгорает на проекте.
  • Стартап слишком медленно растет.
  • Основатель использует устаревшую или нерабочую модель получения дохода.
  • Стартап не адаптируется к изменениям на рынке.
  • На продукт или услугу проекта нет спроса.
«От ваших первых действий может зависеть, будет ли ваша компания оценена в миллионы долларов или вы окажетесь еще одним стартапом из тех 90%, о которых никто не помнит», — Джосайя Хамфри, сооснователь и один из руководителей компании Appster.

5 шагов, чтобы правильно начать стартап

Шаг 1. Определите направление деятельности проекта.

Выберете, чем будете заниматься? Это первый вопрос, который стоит задать, после идеи запустить стартап. Без фундамента не выстроятся будущие этажи вашего «дома».

Совет: определите пересечения между умениями, интересами, и тем, за что заплатят. Это будет ваше идеальное дело и фундамент.

Шаг 2. Поймите потребности своего клиента. И подумайте, как вы можете заработать на решении этой «боли».

Если вы не найдете «боль» вашей аудитории, то вся остальная работа по разработке, дизайну и реализации продукции станет напрасной. Люди не купят ваше решение, ведь оно не работает, не «решает их боль».

Шаг 3. Прежде чем выпускать продукт, проверьте, а существует ли рынок для него вообще?

Совет: проведите подсчет потенциальных покупателей рынка и умножьте его на стоимость вашего продукта.

  • Сделайте обзор статей о вашем рынке. Посмотрите исследования Forbes, IBIS, ВЦИОМ.
  • Рассчитайте объем рынка с помощью данных из всех возможных открытых или закрытых данных: отчетов, статей конкурентов, обзоров.
  • Определите уровень спроса на схожие продукты конкурентов с помощью Google Trends, как пример.
  • Глубоко разберитесь в интересах и запросах вашего аудитории.

Шаг 4. Создайте минимальный пакет преимуществ вашего продукта, за который клиенты готовы заплатить.

  • Соберите фокус-группу из друзей, знакомых, кому может помочь ваш стартап.
  • Предложите им выбрать функции из вашего пакета и попросите рассказать причину выбора. На основе результата составьте готовый набор функций продукта.
  • Доработайте цену и спрос на продукт также с помощью вопросов вашей фокус-группе. Спросите, какая цена для них приемлема?

Совет: не теряйте свое время на разработку красивых, но бесполезных функций продукта.

Шаг 5. Рассчитайте, способна ли ваша бизнес-модель вывести продукт на рынок, получить прибыль и масштабироваться.

Бизнес-модель должна быть рассчитана на изменения рынка и масштабирование в будущем. Иначе стартап просто не выживет.

Что дальше?

Дальше создаете MVP-версию продукта и начинаете работать над получением инвестиций.

Не получается запустить стартап?
Приходите на встречу с клубом менторов!
Записаться на встречу
arrow-up icon