«Нетворкинг — это ряд действий, направленных на расширение и поддержание сети контактов с целью рассказать другим людям о своих проектах, идеях, начинаниях и найти единомышленников, ресурсы, отзывы, новые идеи», — Павел Караневич.
Как развить нетворкинг, какие ошибки не стоит допускать, и чем он отличается от обычного общения — расскажет Павел Караневич, предприниматель, маркетолог и ментор стартапов с фокусом на рынок США.
Расширить свои знания. Нетворкинг идеально подходит для расширения знаний за счет обмена опытом с людьми. Например, если вы подумываете об экспорте своих товаров или услуг, но не знаете, с чего начать, то ценный совет знакомого предпринимателя с международным бизнесом — поможет.
Обеспечить развитие бизнеса. Общение с экспертами, коллегами по отрасли помогут посмотреть на вашу работу с новой стороны, избежать частых ошибок.
Найти нужных людей. Через нетворкинг вы сможете познакомиться со спонсорами, лидерами мнений, блогерами — теми, кто сможет продвинуть ваш товар или услугу.
Найти ценных сотрудников. С помощью нетворкинга вы сможете найти себе в команду отличных специалистов.
Нетворкинг укрепляет уверенность в том, что ваш бизнес и методы, которые вы использовали для его ведения и управления, конкурентоспособны и сопоставимы с аналогичными предприятиями.
Подготовили простой чек-лист, который поможет вам правильно начать нетворкинг. Внимательно следуйте каждому шагу, чтобы получить хороший результат.
Разберите все свои контакты за год, два или больше. Вспомните всех, с кем вы общались на форумах, выставках, конференциях, чатах. Соберите контакты коллег с прошлых работ. Вообщем всех, с кем контактировали.
Соберите в один документ и упорядочите. Понимаем, что это трудоемкое дело, но знаем как упростить. Поделите контакты на группы:
Выделите контакты, с которыми хотите в первую очередь наладить общение. Распланируйте, когда, и как именно свяжитесь.
В зависимости от целей и возможностей, мы можем прокачивать нетворкинг в разных местах: курсах, обучающих программах, чатах с единомышленниками и тематических группах в соцсетях. Разберем, как развивать свой нетворкинг в оффлайн и онлайн пространстве.
Чтобы развивать онлайн-нетворкинг — продвигайте свои страницы в социальных сетях. Оставляйте комментарии в профессиональных сообществах, соглашайтесь на интервью для публикаций в журналах, бренд-медиа. Публикации с вашим участием могут заинтересовать людей, и они обратятся к вам за консультацией. Так вы укрепите свою экспертность.
Чтобы развивать оффлайн-нетворкинг, начните с посещения профессиональных мероприятий и мест, куда часто приходят потенциальные партнеры по бизнесу и эксперты:
Правило №1. Сначала нужно дать пользу, а потом уже что-то просить взамен. Для начала вам нужно расположить к себе человека, помочь в чем-то разобраться, поделится своими контактами или опытом, и только потом быть уверенным в обратной отдаче.
Отношения в нетворкинге построены по Гарвардской системе переговоров — win-win, когда обе стороны должны остаться в плюсе. Недопустимы манипуляции, блеф, двоемыслие.
Чтобы получить результат, надо выстроить доверие и взаимоуважение, тогда партнер ответит вам взаимностью.
Правило №2. Не только научитесь рассказывать о себе, но и внимательно выслушивать партнера.
Многие забывают о простых правилах уважения во время общения: не перебивать, смотреть в глаза, внимательно слушать — поэтому нетворкинг не выходит. Предотвратите подобные ошибки на корню.
После первого знакомства, попытайтесь понять, что тревожит партнера, какую проблему он хочет решить. И только потом обозначьте, чем вы можете помочь человеку, и как именно вы это сделаете. Тогда партнер запомнит вас, как эксперта и полезного партнера.
Невозможно понять, какую пользу предложить собеседнику, пока не разберетесь в его ситуации.
Правило №3. Помимо первого знакомства, важно развивать и поддерживать отношения.
Одного разговора и обмена визитками не хватит для крепкого сотрудничества. Партнер может забыть о вас, потерять визитку или целенаправленно выкинуть, если вы не заинтересовали. Поэтому, регулярно напоминайте о себе новым контактам. Зовите на интересные проекты, поздравляйте с профессиональными праздниками, делитесь полезной информацией по теме, интересующей знакомого, встречайтесь офлайн — на мастер-классах, тренировке, приглашайте на мероприятия.
Если этого не делать, а просто спамить в личные сообщения с просьбами о помощи, то вы рискуете попасть в черный список.
Чтобы быстро и емко представить себя новому знакомому, нужно заранее составить несколько вариантов питчей о себе, о своем проекте и интересах: «речь в лифте» на 30 секунд, более развернутый рассказ на 2 минуты, самопрезентация на 5-10 минут. Вы можете отрепетировать питчи перед зеркалом, чтобы побороть волнение при первом знакомстве, которые как никак может возникнуть.
В зависимости от задач, расставляйте акценты в своих питчах, например, если вам нужно продать продукт — расскажите, как именно он поможет закрыть боли клиента. А если ищете нового сотрудника в команду — поделитесь, что у вас за проект, кто вам нужен, какие условия.
Придерживайтесь в разговоре следующих правил:
Цель вашего питча в том, чтобы произвести положительное первое впечатление, вызвать у собеседника доверие и интерес. Манипуляции и блеф — путь к провалу, а не взлету.
Начните прямо сейчас, не откладывайте дело в долгий ящик.
Чаще всего люди останавливаются на этапе, когда нужно структурировать контакты — это огромный объем работы, который мало кого обрадует. Однако, можно просто разбить большую задачу на этапы. Например, ежедневно выделяйте по 10–15 минут на разбор своих контактов, проводите 3—5 встреч в неделю с новыми людьми.
Нетворкинг — это про системное и постоянное развитие и поддержание сети контактов. Начните раскачивать свою сеть знакомств на встрече в клубе менторов!